Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 2

В 726 г. в Константинополе разразился кризис иконоборчества. К этому моменту в Константинополе был создан , объединяющий современные Служебник и Требник, и еще там было песенное последование — священнические молитвы песенного последования. Антифоны, которые пел хор, в евхологии не всегда были помещены. Песенное последование — это суточный круг великой Константинопольской церкви, собора Св. Софии. Сейчас оно не употребляется, но молитвы песенного последования дошли до наших дней, вы их найдете в Служебнике — священнические вечерние и утренние молитвы. Таким образом, к 726 г. в Константинополе формируется суточный круг, как и к 614 г. в Иерусалиме.

Кроме того, в Константинополе была в употреблении такая книга, как Кондакарь. Кондак — это сложное, длинное песнопение, которое обычно пелось по окончании панихид. Сохранились Кондакари того периода.

К этому времени в Константинополе формируется также круг апостольских и евангельских чтений, так наз. Канонарь и Синаксарь. Канонарио, или Канонарь — круг чтений, которые начинаются на Пасху и заканчиваются в Великую Субботу. Синаксарь, или соборник — круг чтений неподвижных. Синаксарь и Канонарь в науке часто называют патриаршими типиконами, потому что в этих примечаниях к Евангелию и Апостолу часто содержатся богослужебные указания.

Второй период, по Мансветову, кончается в Иерусалиме в 1009 г., а в Константинополе в 1206 г. В 1009 г. Иерусалим в очередной раз был разрушен, и к этому времени там сформировался уже в целом некий устав. Как говорят источники, этот устав возрожден свт. Софронием Иерусалимским, который по памяти написал чин богослужения обители прп. Саввы Освященного. Вариант этого устава называют также Святогробским типиконом. Фрагмент Святогробского типикона дошел до нас, там описываются некоторые богослужения Страстной Седмицы. Тогда же, к 1009 г., в Иерусалимской области в общем формируются стихиры Октоиха и Триоди, создается костяк этих книг.

В Константинополе второй период начинается в 843 г. после окончания иконоборчества, а заканчивается в 1206 г. В этот период студийские монахи принимают Часослов Иерусалимский, т. е. происходит влияние иерусалимской традиции на традицию константинопольскую. В самом Константинополе появляется храм, где служат не по учению Великой церкви, а по учению иерусалимскому, по иерусалимскому часослову. К этому же времени относится написание первых студийских типиконов. В Студийском монастыре происходит активная работа по дополнению Октоиха и Триоди: туда вносятся новые службы,  .... библиография часто заменяется студийской библиографией, к канонам приделываются Троичны и Богородичны, разрабатывается система двойных памятей в Октоихе.

И, наконец, третий период начинается в Иерусалиме в 1009 г., а в Константинополе в 1206 г., т. е. после латинского пленения. В этот период окончательно формируются Типиконы, обретает законченный вид Минея. Повсюду в Православной Восточной Церкви принимается констинопольский Евхологий, но без .... .... Богослужение в общем совершается по студийским и иерусалимским типикам. Впоследствии происходит переход на чисто иерусалимский типикон, конечно, с элементами студийскими. Интересно, что в современной Греции богослужение совершается не по иерусалимскому Типикону.

Такова периодизация истории Типикона по Мансветову — достаточно жесткая.

Мы сейчас вернемся к первому периоду по Мансветову, т. е. до всяких происшествий в Иерусалиме и Константинополе. Тут нам поможет периодизация, которую предложил протопресвитер Александр Шмеман, несмотря на всю ее спорность. Шмеман выделяет в христианском богослужении четыре периода. Первый — раннехристианское богослужение в эпоху гонений, очень эсхатологичное, пропитанное ожиданием прихода Христа.

Второй период — литургическая реформа в IV в., когда в Церковь приходит масса людей, и их невозможно катехизировать так, как это делалось в III в. Богослужение становится очень изобразительным и историчным — возникают всевозможные торжественные чины, культ святых мест, активно разрабатывается система праздников.