Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 14

Затем берут верхнюю мацу и говорят: “Вот скудный хлеб, которым питались предки наши на земле” и наливается вторая чаша. Младший из присутствующих за трапезой спрашивает старшего, чем эта ночь отличается от других ночей. И тогда старший читает длинную [агаду -?] — поучение на пасху. Затем мацу кладут на место, берут бокал, говорят несколько слов, ставят бокал и .... читают дальше. Потом опять берут бокал, произносят еще несколько слов о том, что нужно благодарить Господа, опять ставят бокал на стол, ...... мацу и читают дальше агаду. Потом бокал берут снова, читают благословение: “Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградный” и отпивают. Умывают руки с благословением и преломляют верхний опреснок. И все съедают. Затем берется часть от среднего опреснока и все съедают. Затем берется горькая зелень, обмакивается в хорасес и съедается с благословением. И затем приступают к трапезе. После трапезы съедают ............ — оставшийся кусок средней мацы, который должен быть агнцем. После агнца есть уже ничего нельзя. Интересно, что первенцы мужского пола перед совершением пасхальной трапезы накануне целый день постятся. Затем опять берут чашу, произносят благословение и пьют. И продолжается чтение агады, и в какой-то момент поется 135-й псалом. Затем берут четвертую чашу и пьют — это последняя чаша пасхальной трапезы, после которой вина пить уже нельзя. Произносится последнее благословение с прошениями о будущем Израиля, и допивается вторая половина ........... Это единственное ночное бдение, принятое в евреев — очевидно, его и совершил Христос на Тайной вечере. Христиане же гораздо чаще совершали ночные бдения.

Какие праздники заимствованы христианами у евреев? Во-первых, Пасха и Пятидесятница. Интересно соответствие дня  Господня, т. е. воскресенья, и Субботы. Католики поступили так: они объявили в своем катехизисе, что суббота отменена и вместо нее — воскресенье. На самом деле суббота  у христиан все равно остается особенным днем, просто они празднуют день воскресный. С другой стороны, в то время как пасха и пятидесятница очевидно переходят в христианское богослужение, в него не перешли ни новомесячие, ....., ни празднование субботы. Это подчеркивается в Послании к Галатам (4:10-11), где очевидна ссылка на праздники новомесячия и новолетия.

Праздник кущей — его судьба наименее ясна. Есть разные теории о том, во что он трансформировался в христианском культе.

Историческая литургика

Лекция 3

16.02.99

О богослужении апостольского века известно крайне мало; то, что известно, строится скорее на догадках. Сопоставим разные места Нового Завета, где описывается Тайная вечеря, которую совершил Господь наш Иисус Христос  с учениками — Мф. 26, Мк. 14, Лк. 22, 1 Кор. 11.

“Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками... И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая  ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26:19-20,26-28).

У Марка читаем: “И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая” (Мк. 14:22-24). Есть разница только в некоторых незначительных деталях, но в целом рассказ абсолютно идентичен.

У Луки: “Они пошли и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее  и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, пока не приидет Царствие Божие. И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается” (Лк. 22:13-20).