Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 4

Перейдем к рассмотрению александрийской литургической традиции. К ней в основном принадлежат из сохранившихся до наших дней церквей две — Коптская и Эфиопская, сильно отличающиеся в богослужении. Коптская церковь в свое время подверглась сильному влиянию гностической культуры. Как вы знаете, Александрия была церковью ........, поэтому литургическим языком ее был древнегреческий. Потом все перевели на коптский. О Коптской церкви, сохраняющей александрийскую традицию, у нас будет отдельная лекция.

У эфиопов свой уникальный обряд, совершенно ни на что не похожий. ....... ........ Они также сохраняют древнюю традицию, никаких нововведений они у себя не вводили. Служат они на античном [эфиопском -?] языке, который сейчас мало кто понимает.

Перейдем к западным литургическим семьям. Первая из них —  мощнейшая римская семья. Согласно лингвистической теории римский обряд появляется только в IV в., до этого времени Литургия у римлян совершалась на греческом. Это теория спорная, и есть совершенно другая теория, согласно которой в Риме просто по-другому были скомпонованы молитвы иудейского синагогального обряда — иначе, чем в Антиохии. Согласно этой теории анафора происходит от иудейских молитв, в том или ином порядке расставленных, и они были в разных церквах расставлены по-разному. Самой большой проблемой в римской литургии является .............., и вообще сильное отличие от греческой традиции. Ближе всего к Риму стоит александрийская традиция, ....... ............ В Испании и Галлии употребляют эпиклезу Антиохии. Экспансия Рима в Средние века привела к тому, что прочие западные обряды были в основном уничтожены. Из других обрядов, принадлежащих к этой семье, сохранился только один —  ..............сианский обряд (амвросианский, медиоланский). Он долгое время сохранялся в кафедральном соборе г. Милана  и называется он по имени свт. Амвросия Медиоланского, который является, по преданию, его составителем. Этот обряд мало в чем отличается от римского обряда.

И, наконец, четвертая крупнейшая семья — галло-испанская традиция. Сюда относится испано-мозарабский.. обряд, уничтоженный в Средние века и сейчас вновь возрожденный. Он очень близок к греческому в своих анафоральных молитвах, там есть эпиклеза в том же самом месте, что и в греческих молитвах, и есть чисто греческие заимствования: например, Sanctus в испано-мозарабской.. литургии поется на греческом.

Есть также галликанский обряд ....... .......... Очевидно, он является просто переводом греческого обряда. Как известно, в Галлии епископы долгое время молились по-гречески (Ириней Лионский). Этот обряд долгое время был запрещен, и сейчас вновь становится популярным.

Еще есть так называемый кельтский обряд, который в общем является вариацией галликанского.

И есть еще так наз. ................ св. Иринея, — некий новый обряд, который был изобретен в нашем веке группой православных священников, часть из которых перешла в католичество. Некоторое время они находились в связи с Московской Патриархией, какое-то время — с Вселенской Патриархией. Сейчас есть группировки православно-.... обряда в Америке, в связи с Антиохийской Патриархией. Они утверждают, что служат просто по галликанскому обряду, но это не традиционный обряд, а некое новообразование.

На следующем занятии мы займемся еврейскими молитвами, это важно для выяснения происхождения христианских молитв, а затем будем двигаться по традициям. Сперва мы рассмотрим древние литургические источники, до IV в., а затем последовательно несторианский обряд, александрийскую традицию, византийскую древнюю традицию, иерусалимское богослужение и завершим в этом семестре монашеским восточным богослужением.  В следующем семестре мы рассмотрим подробнее позднее византийское богослужение, русское богослужение, а также западные обряды.

Историческая литургика.

Лекция 2

09.02.99