Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 33

Эти молитвы имеют одинаковую структуру и очень похожи на берахоты А, В и С. Так, в первой молитве говорится: “Господе Отче, Подателю света, творец всего живущего и всего духовного...  Начальник жизни и творец вечного света...  Царь начального света и всех небес, Которого все Архангелы славят...” — если мы откроем 1-ю бераху перед Шема, то там как раз идет речь о прославлении Бога за свет и об Ангельских силах, которые поют: Свят, Свят, Свят.

Во 2-й  молитве прославляется Сын Божий, как Совершитель искупления. Сравним со 2-й берахой перед Шема, ... .... — “Любовью обильно”, здесь евреи благодарят Бога за то, что Он миловал их и спас через закон.

Наконец, 3-я молитва содержит ряд частных прошений и во многом совпадает с амидой, с берахой С.

Интересны и другие совпадения: христианская утреня заканчивается мистагогией, а еврейская — 13-ю принципами веры.

Характерен возглас народа “Тебе поем...” — теперь это возглас Евхаристии, также как и Ангельское славословие.

Очень интересными являются чины рукоположения. Интересно, что епископа рукополагают несколько епископов, а пресвитера — один епископ вместе с другими пресвитерами. Диакона рукополагает один епископ  — без возложения рук пресвитеров, потому что диакон служит епископу, а не Церкви.

Есть также ремарка, что исповедники не рукополагаются во пресвитеры: для исповедника достаточно его исповедничества. Но если он хочет стать епископом, пусть рукополагается.

Часы молитвы по памятникам III в.

Итак, основными общественными службами в эту эпоху являются вечеря (светильник и трапеза) и утреня, с присоединяемой к той или к другой Евхаристией. Однако все писатели III в. говорят о всеобщем обычае молитв в 3-й, 6-й и 9-й часы дня (ср. Дидахе, где предписывается трижды в день читать “Отче наш”). Тогда же, в III в., появляются соответствующие толкования, а именно 3-й час — час снисшествия Духа, 6-й и 9-й часы — часы молитвы апостолов (ап. Петра на крыше и апп. Петра и Иоанна в храме); также 6-й час — час Распятия Христова, а в 9-й час  из ребра Христова истекли кровь и вода. 9-й час, как ни странно — радостный; в этот час совершилось наше спасение.

Утреня получает повсеместно смысл Воскресения Христова. Также повсеместной является практика ночной молитвы. Литургико-канонические памятники предписывают каждому мирянину вставать ночью и молиться, а епископы и пресвитеры вообще должны молиться очень много. Если утром и вечером нет собрания, то надо читать дома молитвы 3-го, 6-го и 9-го часа, а также утренние и вечерние молитвы. Тертуллиан называет их законными, это наводит на мысль, что закон имеется в виду Моисеев, который предписывает утром и вечером читать Шема. Хотя это только предположение.

Подробнее историю формирования суточного круга мы разберем в следующий раз. Интересно, что священнослужители, помимо трех часов дневных, вечерней и утренней службы и ночной молитвы, должны молиться также при наступлении ночи и при пении петуха, а в некоторых памятниках к этому обязываются и миряне.

Перед всякой молитвой обязательно умовение рук, как обязательно умовение рук  и при восстании от сна. Вспомним еврейскую практику: первое, что делает благочестивый еврей по восстании от сна — умывает руки, поливая три раза на каждую руку из заранее приготовленного кувшина с водой; и потом эту воду уже нельзя никуда употреблять.

У христиан умовение рук также очень важный момент: старообрядцы до сих пор, например, не молятся, не умыв руки. Католики также символически умывают руки, входя в храм: при входе стоит специальная чаша с водой. Епископы, священники и диаконы не могут служить Литургию, не умыв рук. Это очень древняя практика — не молиться с неумытыми руками.

Писатели III в. о христианских праздниках. Безусловным праздником является День Господень — .... .... В III в. развивается культ субботы, которого до этого почти не было. Скажем, “Завещание” говорит, что и в субботу и в воскресенье пусть совершается приношение, причем в субботу приносятся три хлеба во образ Св. Троицы, а в воскресенье — четыре хлеба во образ евангелистов. На Востоке суббота отмечалась Литургией, а на Западе — постом. Позднее это вызвало немало противоречий между Западом и Востоком.