Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 24

Памятников немало, и они сохранились в разных переводах, которые разнятся друг от друга. Памятники эти имеют между собой много общего, в том числе и ряд значимых текстуальных совпадений, что свидетельствует не только об их общем происхождении, но также и о том, что они отражают реальную литургическую практику своих Церквей.

Большая часть этих литургико-канонических памятников обнаружена и исследована в относительное недавнее время, хотя упоминание о них встречается у многих древних отцов. Были всегда известны Апостольские Постановления  (Constitutiones Apostolorum) в 8-ми книгах, наиболее объемный из этих памятников. Их обозначают как CA. Также называют их Псевдо-Климентины, т. к. в своем написании они содержат имя свт. Климента Римского. 85-е Апостольское правило включает Псевдо-Климентины в корпус книг Нового Завета. Но Трулльский Собор своим 2-м правилом ....... ........ ......

В середине прошлого века был опубликован Synodos, аналог Кормчей книги у эфиопов. Сходство его с другими известными литургико-каноническими книгами заставляло исследователей строить разнообразные теории происхождения этих книг. Сходились на том, что первоисточником их является утраченное “Апостолькое предание” Ипполита Римского. О его существовании было известно из надписи на статуе Ипполита, которая находится в Риме и на которой перечисляются его труды. Ипполит писал по-гречески.

В конце прошлого века была обнаружена Дидахе — Учение 12-ти Апостолов.

В 1899 г. сирийский патриарх Рахмани обнаружил Testamentum Domini nostri на сирийском языке, опубликовал и перевел его. Этот документ датируется по-разному, от III до V в. Сейчас склоняются к тому, что ядро Testamentum было написано в III в., а в V документ был отредактирован.

В начале нашего века, в 1916- ...  ряд ученых ... ... .. показали, что в Synodesis содержится полностью текст утраченного “Предания” Ипполита Римского. Также он в латинском переводе содержится в знаменитом веронском .... ....  С тех пор “Апостольское предание” Ипполита Римского печатают отдельно, хотя в качестве отдельной книги этот текст не сохранился. Помимо латинского перевода, сохранился также эфиопский, бахарский, ... ... арабский переводы “Апостольского предания”.  Доказано, что этот текст составлен в Риме в начале III в., т. е. действительно является творением Ипполита Римского.

Следующий памятник — Дидаскалия — составлен в Сирии в середине III в. на основе Дидахе, творений Игнатия Богоносца и ... В него входит также апокрифическое евангелие Петра, Сивиллины книги и ...

И, наконец, возвращаясь к “Апостольским Постановлениям”, отметим, что первые шесть книг его практически совпадают с Дидаскалией,  7-я книга переработана с Дидахе, 28-я книга — сильно переработанное “Апостольское предание” с добавлением непонятных элементов.

Можно нарисовать такую условную схему образования этих книг <рисунок на доске>.

В середине II в. — начале III в. появляется “Апостольское предание” Ипполита Римского. В середине III в. — Дидаскалия и так наз. ... .... , а также ядро Testamentum’а. В IV в. создается канон Апостольских Постановлений на основе всех ... ..., а также Апостольские Правила, т. е. те самые правила, которые включены в “Книгу правил”. Наконец, в V в. окончательную редакцию получает Testamentum и Synodes.

Мы не будем заниматься всей массой этой литературы, а разберем только вкратце “Апостольское предание”, как наиболее древнюю книгу, свидетельство Testamentum’а и, может быть, “Апостольские постановления”.

Переходим к исследованию богослужения конца II — начала III в. на основе “Апостольского предания”, Testamentum Domini nostri, а также некоторых творений церковных писателей, в первую очередь Тертуллиана.

Вначале разберем анафоры “Предания” и “Завещания” в их связи с еврейскими берахотами, анафорой Дидахе и друг другом; затем выясним, какое развитие получил чин Литургии (для богослужения Константинополя впоследствии был характерен термин taxis (чин), в отличие от Иерусалима, который ... ... ... — последование, а у нас они объединились в одно слово: чинопоследование), а также чин агапы. Затем мы изучим свидетельства о временах молитвы у христиан того времени, порядок утрени ... ... и вкратце остановимся на  развитии системы праздников.