Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 13

Рассмотрим также кратко трапезные молитвы. Перед едою омывают руки и произносят: “Благословен Ты,  Господь, Господи Боже наш, Царь вселенной,  который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам омовение рук” — характерная форма для иудеев, выполняющих какую-либо заповедь. Для нас важно благословение, которое произносится над хлебом: “Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, производящий хлеб из земли” — именно это благословение, скорее всего, и произнес Господь Иисус Христос [на Тайной вечери]. Во всяком случае, это традиционное иудейское благословение над хлебом. “Производящий хлеб из земли” — эта фраза присутствует почти во всех древних анафорах.

Затем происходит трапеза, после которой произносится: “Возблагодарим Бога. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовеки” — эти слова также напоминают нам Литургию, которая заканчивается славословием имени.

... ... ... — “Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, который питает весь мир по благости Своей и дает хлеб всякой плоти, ибо милость Его вечна” — благодарение за пищу, молитва D.

Молитва Е, о земле: “Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за то, что Ты дал нам в наследие отца нашего землю прекрасную, благодатную и обширную, за то, что вывел нас, о Господи Боже наш, из земли Египетской”.

Молитва F, о будущем Израиля: “Умилосердись, Господи Боже наш, над Израилем народом Своим” и т.д. В новомесячие и в праздники добавляется зиккарон.

То, что приведенные выше молитвы D, E, F и Z повлияли на Евхаристию — бесспорно.

Поговорим о таком историческом свидетельстве, как 7-я книга Апостольских Постановлений, которые являются одним из наиболее интересных раннехристианских памятников (III-IV вв.). Большая часть Апостольских Постановлений — молитвы, тем самым этот памятник очень важен для литургистов. Книги 1-6 переведены на русский язык и доступны в Синодальной библиотеке. 5-я книга переведена только в той своей части, где идет речь о Литургии. А вот 7-я книга, к сожалению, не переведена. Так вот, 33-38 главы 7-й книги — это переработанная амида. Тематика кратких молитвословий здесь сохраняется.

В книге подчеркивается, что духовность Ветхого Завета приобретает совершенство через пришествие Христа. Интересна здесь трансформация 4-й берахи, которая видоизменяется: отсутствует Аароново благословение.

Рассмотрим кратко, как могли повлиять иудейские молитвы на христианские богослужения времени. Очевидно, что Шакрит соответствует утрени. Минха, скорее всего, соответствует вечерне, которая по Типикону совершается также до заката. Характерна тема сопоставления кадила с жертвой: “Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою”. .... ............. как раз говорит о жертве каждения.

........... в таком случае соответстсвует повечерию. Это служба весьма пространная. Интересно, что в Шакрит и ........... есть Шема, а в Минхе это чтение отсутствует. В нашем утреннем богослужении на изобразительных читается Символ веры, и также он присутствует в повечерии, а вот на вечерне Символа веры нет. И здесь можно провести параллель (хотя и несколько натянутую) с чтением Шема в еврейском богослужении. Забегая вперед, можно сказать, что помимо этих трех служб на формирование христианского суточного круга повлияла традиция троекратного чтения “Отче наш”, она дала нам часы (кроме 1-го часа). Также важно отметить, что суточный круг сформировался еще во многом из-за традиции бдений.

У евреев ночное бдение было только одно — на пасху. Для пасхальной трапезы берется три опреснока (три куска мацы), горькие травы, харасет (кашица из орехов и корицы с вином или с уксусом), а также печеные яйца и жареное мясо. Начинается трапеза с благословения вина, которое совершает хозяин дома: “Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, сотворивший виноградный плод. Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной,  Который избрал нас из всех народов и возвысил над всеми языками и освятил нас заповедями Своими” — благословение первой чаши (см. Евангелие от Луки). Затем совершается омовение рук с соответствующим благословением. Затем глава семьи берет немного зелени, макает в соленую воду и съедает. Затем берется средний из трех кусков мацы, разламывается пополам. Часть его припрятывается и съедается в конце трапезы. Сейчас у евреев нет возможности есть за пасхальной трапезой агнца, потому что агнца надо заколать в храме. Поэтому роль агнца выполняет ......... — та самая часть мацы.