Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 25

В прошлый раз мы читали анафору Дидахе и обнаружили в ней все основные мысли трапезных еврейских молитв, а именно берахот над чашей и над хлебом и благодарственных послетрапезных берахот D, E и F. Другие близкие к Дидахе анафоры, близкие к трапезным молитвам у евреев, это более поздние анафоры “Апостольского предания” и “Завещания Господа”, которые уже включают слова установления в саму анафору. Слова ... ... теперь идут одно за другим, чем отрицается возможность какой бы то ни было трапезы между хлебом и чашей.

Поскольку все эти три анафоры являются чисто трапезными евхаристиями, т. е. содержат в себе элементы только молитв D, E, F и Z, то можно было бы предположить, что в то время существовали еще отдельные молитвенные собрания синагогального типа, где моления проходили по синагогальному чину, т.е. за богослужением читались переработанные молитвы A, B и C. Положение это подтверждается документом Testamentum’a, в котором перед трапезной евхаристией совершается еще похвала за ...., состоящая из трех молитв, очень схожих с А, В и С, четырех библейских песен и псалмов и еще трех молитв. После чего следует чтение ... и сама евхаристия.

Перейдем к анафоре св. Ипполита, священномученика и антипапы, написавшего в Риме в начале III в. книгу “Апостольское предание”. Как известно, Ипполит был .... с тогдашним папой Каллистом, и его избрали антипапой. Сам папа Каллист был замечателен тем, что изменил практику покаяния: он стал принимать в общение грешников, чего раньше не было. Из-за этого, а также догматических расхождений, Ипполит Римский с ним разошелся. Затем вместе со следующим папой он попадает в ссылку, где примиряется с ним. В конце концов и тот и другой погибли мученической смертью. Парадоксально, что несмотря на то, что Ипполит Римский был анти-папой, его анафора является и сейчас основной анафорой римско-католической церкви. Арранц считает, что анафора Ипполита носит полемический характер по отношению к тогдашней римской практике. Анафора Ипполита всегда употреблялась в эфиопской Церкви и до сих пор употребляется.

Ипполит очень интересно рассказывает о том, как совершается Евхаристия, крещение и рукоположение. Свою анафору Ипполит приводит в рассказе о поставлении епископа. Сразу после хиротонии епископ вместе с другими епископами совершает Евхаристию. “Произведенному епископу пусть все предлагают лобзание мира, приветствуя его, ибо он удостоился этого. Диаконы же пусть приносят ему жертву, и он, возлагая на нее руку, вместе со всеми пресвитерами пусть говорит, вознося благодарение: “Господь с вами”. Все пусть отвечают: “Со духом твоим”. — “Горе имеем сердца”. — “Имамы ко Господу”. — “Возблагодарим Господа”. — “Достойно и праведно”. И тотчас он пусть продолжает так:

“Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего, Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, который есть Слово, неотделимое от Тебя, которым все сотворено по желанию Твоему, которого Ты послал с небес в утробу Девы и который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святаго и от Девы. Исполняя волю Твою и соделывая Тебе святой народ, Он простер руки, чтобы освободить от страданий тех, кто в Тебя веровал. Он добровольно ... страданию, чтобы сокрушить смерть и разбить оковы диавола, упразднить ад и явить свет .... , пригвоздить .... .... Воскресения, взяв хлеб и возблагодарив Тебя, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое. Подобно и чашу, говоря: сие есть Кровь Моя, которая за вас проливается. Когда вы это делаете, ... делайте в Мое воспоминание. Итак, воспоминая Его смерть и Воскресение, приносим Тебе хлеб и чашу, вознося благодарение за то, что Ты удостоил нас предстать пред Тобою и служить Тебе. Мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святаго на приношение Святой Церкви, воедино собирая даже всех причащающихся святыне во исполнение Духа Святаго, к утверждению веры, во истине, чтобы мы Тебя восхваляли и прославляли через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, Отцу, и Сыну со Святым Духом во святой Церкви Твоей ныне и присно и во веки веков. Аминь”.