Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 15

Это повествование существенно отличается от повествования у Матфея и Марка: чаша преподается после вечери, а в начале вечери преподается другая чаша, о которой первые два евангелиста умалчивают.

Наконец, приведем цитату в 1-м Послании ап. Павла к Коринфянам: “Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? на похвалю. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: “приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание”. Также и чашу после вечери и сказал: “сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие  творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11:20-26).

Мы видим, что повествование ап. Павла ближе к повествованию евангелиста Луки. Как известно, ап. Лука был учеником ап. Павла и сопровождал его в его странствиях. Следует признать, что евангелисты Матфей и Марк писали свои евангелия, либо находясь в рамках несколько иной литургической традиции, либо просто умалчивая о некоторых моментах Тайной вечери.

Подчеркнем еще раз основные разногласия между приведенными выше текстами. Повествования Матфея и Марка совпадают друг с другом: отсутствует промежуток между причащением Тела и Крови. Лука же и ап. Павел совпадают друг с другом в том, что у них есть промежуток между причащением Тела и Крови. Кроме того, Лука добавляет еще одну чашу — перед преломлением хлеба.

Важно заметить, что слова Христовы: “Пийте от нее все... приимите, ядите...” не принадлежат самой Евхаристии. Христос отдельно благодарит, и отдельно говорит некое пояснение (“Приимите, ядите...”).

Как можно разрешить это несоответствие? Многими принимается гипотеза, что эти повествования зависят от среды написания их. Матфей и Марк свидетельствуют о сложившейся традиции совершать Евхаристию без предварительного ужина, а 1-е Послание к Коринфянам еще предвидит такую возможность. Возможно также, что Матфей и Марк об ужине просто умалчивают.

Если внимательно прочитать повествование Луки, то мы видим здесь описание праздничного ужина в рамках еврейской традиции. Перед началом трапезы благочестивый иудей умывает руки и говорит благословение над хлебом: “Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, производящий хлеб из земли”. Затем он говорит благословение над чашей с вином: “Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший лозу”. Затем следует трапеза, а в конце ее произносится благословение над второй чашей (или над последней) и читаются молитвы D, E и F (см. лекцию 2). Эта чаша у евреев называется чашей благословения. Если мы обратимся к повествованию ап. Павла, то в другой главе 1 Кор. он называет евхаристическую чашу “чашей благословения”. Очевидно, это не случайно. Параллель между традиционной еврейской праздничной трапезой и повествованием евангелиста Луки видна достаточно ясно.

Прежде чем перейти от данных новозаветных к собственно литургическим данным, следует сделать небольшое замечание о том, как понимать заповедь Христову “сие творите в Мое воспоминание”. Что касается практики ранней Церкви, то кажется возможным и даже более верным с исторической точки зрения допустить какие-то колебания среди христиан в понимании этой заповеди и, следовательно, в определении обрядов и главных слов при совершении Литургии. Эта заповедь,  несмотря на комментарий апостола, не требует какого-то рассказа, она требует только делания, сотворения — т. е. службы, организованной по модели Тайной вечери. Поэтому вполне возможно, что некоторые литургии, основанные на повествовании синоптиков, не сочли необходимым включить в свой чин рассказ о Тайной вечери и соответственные установительные слова, а могли ограничиться принесением даров, благословением их, преломлением хлеба и затем предлагать их верующим со словами: “Тело Христово”, “Кровь Христова”.