Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 21

Наконец, Трулльский Собор (691 г.) в 74-м правиле повторяет запрещение устраивать агапы в храмах: “Не должно в местах, посвященных Господу, или в церквах совершати так называемые трапезы братолюбия, и внутри храма ясти и ....... ....... Сие же творити дерзающие или да престанут или да будут отлучены”. Этим решением на тех, кто будет совершать агапу в храме, налагаются канонические санкции.

Постепенно агапы выходит из практики Церкви, но в трансформированном виде они дошли даже до наших дней, чему примером служат чин панагии и чин благословения калача в Сербской Церкви. Сербы не празднуют именин, а празднуют праздник семьи, и традиционно на этом празднике в дом приходит священник, преломляет хлеб, благословляет чашу. Этот чин есть в сербском Требнике.

Прежде чем говорить о дальнейшем развитии агапы, нужно отметить в Дидахе несколько важных свидетельств о первохристианской литургике. Во-первых, это свидетельство о крещении, как следует крестить. “Крестите так: сказав предварительно все это (т. е. предшествующий освящению краткий катехизис), крестите во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа в воде живой (т. е. проточной). Если не имеешь воды живой, крести в иной воде, если же не можешь в холодной, крести в теплой. Если же не имеешь ни той, ни другой, возлей на голову воду трижды во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. Интересно свидетельство о том, что крещение обливанием также признается ..... “Прежде же крещения да постится крещающий и крещаемый. Если могут, и некоторые другие. И лишь обязательно постится крещаемый день или два до крещения.”

Следующее свидетельство о постах: “Посты же ваши да не будут с лицемерами (т. е. с иудеями), ибо они постятся второй и пятый день недели (понедельник и четверг), вы же поститесь среду и пятницу. В 7-й книге АП уже объясняется, почему надо поститься в среду и пятницу (день предательства Иудина и день Распятия Господа). В Дидахе не приводится никакой аргументации. “И не молитесь, как лицемеры, но  как повелел Господь благословением Своим, так молитесь: “Отче наш...” Трижды в день так молитесь”. Дидахе свидетельствует о существовании традиции троекратного чтения молитвы Отче наш, из которого впоследствии развиваются часы 3-й, 6-й и 9-й.

Как в дальнейшем развиваются евхаристические молитвы?

Терминология Лежье-Буйе — это анафоры трапезные синагогального типа, в отличие от древних анафор, которые являются анафорами трапезного типа. К древним анафорам относятся анафора Дидахе, анафора “Апостольского Предания” св. Ипполита, анафора Testamentum (Завещание Господа нашего Иисуса Христа), анафора апостолов Фаддая и ....

Следующий шаг — анафора трапезная синагогального типа. Очевидно, в связи с перенесением Евхаристии на утро темы иудейских молитв D, E и F объединяются с темами A и B, а также С. Так, в Евхаристию входит ангельский гимн “Свят, Свят, Свят...” и т. д.  И соединяются они в соответствии с разными поместными традициями разным образом.

Понятно, что тематика иудейских благословений соединяется везде по-разному: А, B и C по-разному сливаются с D и F. Судя по внутреннему порядку элементов каждой анафоры, можно классифицировать древние анафоры по следующим типам:

1) александрийский тип: сюда относятся анафоры современных коптов и эфиопов;

2) римский тип (в современной католической Церкви он употребляется крайней редко); сюда относятся классический римский канон, а также миланский, или амвросианский канон, и лионский канон;

3) антиохийский тип: сюда относятся месопотамские анафоры (анафора Нестория), а также некоторые .......... анафоры и галло-испанские;

4) эллинистический антиохийский тип и анафора в 8-й книге АП, затем все византийские и иерусалимские анафоры, сирийские анафоры, армянские анафоры, некоторые маронитские анафоры, некоторые эфиопские анафоры и 4-я римская молитва.

1-й и 2-й тип (александрийский и римский) достаточно близки. Это не противоречит церковному преданию о том, что ап. Марк проповедовал как в Александрии, так и в Риме вместе с ап. Петром.