Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 6

Таковы основные фундаментальные положения культа иудеев еще до исхода их из земли Египетской. После исхода израильская религия постепенно обрастает культовыми подробностями. Сразу после исхода устанавливается три праздника. Исход, глава 23: “Три раза в году празднуй Мне: наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками; наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа [твоего]” (Исх. 23:14-17).

Итак, три праздника — пасха, праздник первой жатвы и праздник собирания плодов; впоследствии — пасха, пятидесятница и праздник кущей.

Также несколько законов было дано до Синая о жертвоприношении. Один из них: “Не изливай крови жертвы Моей на квасное; и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра.”

Следующий закон: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего”. И до сих пор этот закон выполняется в нашем православном богослужении, когда в храм приносят начатки плодов на Преображение.

Также был дан закон о первенце, связанный с богослужением (его нам напомнит праздник Сретения): “И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человек до скота, они Мои”; “... и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу, а всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай”. Выкуп первенца — очень важное обрядовое установление, которое сейчас выродилось в .......... ........... Они до сих пор выкупают первенцев,  и все это достаточно формально.

Наконец, после дарования Синайского законодательства, устанавливается порядок храмовых жертвоприношений и служения при храме (первоначально при скинии, которая затем стала храмом). Основные моменты храмового богослужения, которые важно знать, изложены в основном в 25-30 главах книги Исход.

Что повелевает Господь сделать, какие принадлежности скинии повелевает Он создать? Во-первых, это ковчег, по двум сторонам которого находятся изображения херувимов. Внутри ковчега лежат каменные плиты с заповедями, процветший жезл Аарона и сосуд с манной. Аллюзия на этот ковчег часто встречается в наших Богородичных песнопениях.

Следующий предмет — стол и на нем хлебы предложения, которые надо регулярно обновлять.

Затем семисвечник. И также сама скиния, довольно большая палатка. Важна и завеса, отделяющая святое святых от святого. Во святом святых стоит ковчег Завета, а во святом — стол с хлебами предложения, семисвечник, а также жертвенник каждения.

И, наконец, во дворе скинии стоит жертвенник для всевозможных всесожжений и других жертв, кроме жертвы каждения, которая приносится во святом, а также умывальник — культовые омовения очень важны; на библейском языке это называется “медное море”.

Каковы особенности богослужения в Ветхом Завете? Через ковчег Господь отвечает Моисею. Причем важно, что когда с Господом говорят посредством ковчега, то не должно быть видно пространства между херувимами, нужно принести каждение так, чтобы его не было видно. Хлебы предложения надо регулярно обновлять, лампады регулярно поправлять, они должны гореть все время (по крайней мере от вечера до утра). В нашем богослужении лампады также очень важны. Относительно жертвенника сделано установление восходить на него по ступенькам, чтобы не открылась нагота священника. И, наконец, медное море также находит постоянное применение.

Священнослужители разделялись на три степени: левиты (сыны колена Левия), иереи, или священники (сыны Аарона) и архиерей, или первосвященник. Архиерей мог быть только один.