2-й тип зависит от Антиохии и сохраняет древнюю семитскую традицию этой кафедры до ее эллинистического преобразования в IV в.
Мы рассматривали анафору, как самый древний и самый важный элемент Евхаристии, ее ядро, видя в ней именно то, что в Новом Завете подразумевается под двумя глаголами: благословив (........ ) и благодарив (.....), которые сопровождают действия Спасителя. В заключение рассмотрим неанафоральные элементы Литургии.
Важным свидетельством о чине Евхаристии, помимо самой анафоры, является свидетельство Иустина Философа (середина II в.), жившего задолго до Иринея и Ипполита, т. е. до появления “Апостольских Постановлений”. Иустин рассказывает и Евхаристии в разных контекстах, перед лицом иудеев (“Диалог с Трифоном иудеем”) и перед лицом язычников (“Первая апология”). В “Диалоге с Трифоном иудеем” Иустин называет основные темы преемственности .... — отвержение кровавых жертвоприношений.... ...., также упоминает тему воспоминания.
“Приношение пшеничной муки было прообразом хлеба Евхаристии, которое ..... ..... ..... .... ....., очищающим свою душу от всякого греха и для того, чтобы мы благодарили Бога как за то, что Он сотворил для человека мир и все то, что в нем находится, так и за то, что Он освободил нас от греха, в котором мы были, и совершенно разрушил его начальство и власти через Того, Который соделался страждущим по Его воле. Поэтому-то Бог о жертвах, которых .... .... приносили, и говорит: .... прежде сказал через Малахию, одного из двенадцати пророков: несть воля Моя в вас, глаголет Господь, и жертв ваших не прииму от рук ваших. ... ... от восток солнца на запад ... ... во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чистая. .... .... имя Мое во языцех, глаголет Господь, вы же скверните е”. Интересно, что эта цитата из пророка Малахии встречается во многих других раннехристианских трудах о Евхаристии. Возможно, она каким-то образом входила в евхаристический чин, что свидетельствует Иустин перед лицом иудея, что Евхаристия — жертва совершеннейшая и что она сопровождается благодарением Бога за сотворение мира и благодарением за освобождение от греха, т.е. искупление. Кроме того, это именно жертва — этот момент очень важен.
В “Первой Апологии” Иустин описывает общий ход Литургии (в связи с рассказом о крещении). “После того, как омоется и давший свое согласие на крещение, мы ведем его к так называемым братьям, в их собрание, для того, чтобы с усердием совершить общую молитву как о себе, так и о просвещенном, для всех других .... ... По окончании молитвы мы приветствуем друг друга лобзанием, потом предстоятелю братии приносится хлеб и чаша воды и вина. Он, взяв это, воссылает именем Сына и Духа Святаго хвалу и славу Отцу всего, и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: Аминь. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа так называемые диаконы дают каждому из присутствующих причащаться хлебом, которым совершено благодарение, и вина и воды и относят тем, которые не присутствуют.” Дальше Иустин показывает, что это не обыкновенные хлеб и питье, но особенная евхаристическая пища. Иустин отмечает, что апостолы в написанных ими памятниках, которые называются евангелиями, передают, что им было так заповедано: Иисус, взявши хлеб и совершив благодарение, преломил его и сказал: “Сие творите в Мое воспоминание, сие есть Тело Мое”. Подобным же образом взявши чашу и совершив благодарение, сказал: “Сие есть Кровь Моя”. Интересно, что Иустин в контексте рассказа о Евхаристии приводит установительные слова, которые, возможно, входили каким-то образом в чин Литургии. Например, они могли произноситься при раздаянии хлеба и вина, а необязательно во время самой евхаристической молитвы. Интересно сопоставление Иустина с молитвой Дидахе. В Дидахе молитва очень краткая, а Иустин говорит, что предстоятель ..... подробно благодарение. Никакого противоречия тут нет, если вспомнить, что Дидахе кончается призывом пророкам благодарить столько, сколько они хотят.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.