Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 22

2-й тип зависит от Антиохии и сохраняет древнюю семитскую традицию этой кафедры до ее эллинистического преобразования в IV в.

Мы рассматривали анафору, как самый древний и самый важный элемент Евхаристии, ее ядро, видя в ней именно то, что в Новом Завете подразумевается под двумя глаголами: благословив (........ ) и благодарив (.....), которые сопровождают действия Спасителя. В заключение рассмотрим неанафоральные элементы Литургии.

Важным свидетельством о чине Евхаристии, помимо самой анафоры, является свидетельство Иустина Философа (середина II в.), жившего задолго до Иринея и Ипполита, т. е. до появления “Апостольских Постановлений”. Иустин рассказывает и Евхаристии в разных контекстах, перед лицом иудеев (“Диалог с Трифоном иудеем”) и перед лицом язычников (“Первая апология”). В “Диалоге с Трифоном иудеем” Иустин называет основные темы преемственности .... — отвержение кровавых жертвоприношений.... ...., также упоминает тему воспоминания.

“Приношение пшеничной муки было прообразом хлеба Евхаристии, которое ..... ..... ..... .... ....., очищающим свою душу от всякого греха и для того, чтобы мы благодарили Бога как за то, что Он сотворил для человека мир и все то, что в нем находится, так и за то, что Он освободил нас от греха, в котором мы были, и совершенно разрушил его начальство и власти через Того, Который соделался страждущим по Его воле. Поэтому-то Бог о жертвах, которых .... ....  приносили, и говорит: ....  прежде сказал через Малахию, одного из двенадцати пророков: несть воля Моя в вас, глаголет Господь, и жертв ваших не прииму от рук ваших. ... ... от восток солнца на запад ... ... во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чистая. .... .... имя Мое во языцех, глаголет Господь, вы же скверните е”.  Интересно, что эта цитата из пророка Малахии встречается во многих других раннехристианских трудах о Евхаристии. Возможно, она каким-то образом входила в евхаристический чин, что свидетельствует Иустин перед лицом иудея, что Евхаристия — жертва совершеннейшая и что она сопровождается благодарением Бога за сотворение мира и благодарением за освобождение от греха, т.е. искупление. Кроме того, это именно жертва — этот момент очень важен.

В “Первой Апологии” Иустин описывает общий ход Литургии (в связи с рассказом о крещении). “После того, как омоется и давший свое согласие на крещение, мы ведем его к так называемым братьям, в их собрание, для того, чтобы с усердием совершить общую молитву как о себе, так и о просвещенном, для всех других .... ... По окончании молитвы мы приветствуем друг друга лобзанием, потом предстоятелю братии приносится хлеб и чаша воды и вина. Он, взяв это, воссылает именем Сына и Духа Святаго хвалу и славу Отцу всего, и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: Аминь. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа так называемые диаконы дают каждому из присутствующих причащаться хлебом, которым совершено благодарение, и вина и воды и относят тем, которые не присутствуют.” Дальше Иустин показывает, что это не обыкновенные хлеб и питье, но особенная евхаристическая пища. Иустин отмечает, что апостолы в написанных ими памятниках,  которые называются евангелиями, передают, что им было так заповедано: Иисус, взявши хлеб и совершив благодарение, преломил его и сказал: “Сие творите в Мое воспоминание, сие есть Тело Мое”. Подобным же образом взявши чашу и совершив благодарение, сказал: “Сие есть Кровь Моя”. Интересно, что Иустин в контексте рассказа о Евхаристии приводит установительные слова, которые, возможно, входили каким-то образом в чин Литургии. Например, они могли произноситься при раздаянии хлеба и вина, а необязательно во время самой евхаристической молитвы. Интересно сопоставление Иустина с молитвой Дидахе. В Дидахе молитва очень краткая, а Иустин говорит, что предстоятель ..... подробно благодарение. Никакого противоречия тут нет, если вспомнить, что Дидахе кончается призывом пророкам благодарить столько, сколько они хотят.