Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 27

Затем переходим к ..... об искуплении: “Ты, Господи, основоположниче ... небесных, Царю светоподательных источников, Блюстителю небесного Сиона, Царю чинов Архангельских, Господ, .....  Престолов, ..... света, радости и наслаждения, Отче Царств, иже вся руку Твоею содержа и полагая ... ... .... .... чрез Сына Твоего Единородного, Иже распялся грех ради наших. Ты, Господи, ... ... .... ... ... .... ... послал еси, .... волю Твою исполняя, .... .... .... ..... ..... ... .... .... .... ..... ..... ... .......... ............... ............. .............. ........ ........... мертвых оживит, смерть упразднит, волю диавола сокрушит, хотение Отчее исполнит, ... .... .... путь жизни откроет, праведных ... да направит, средостение разрушит,  омраченных просветит, невольники ....., Воскресение явит. Приим хлеб и даде учеником Своим, рек: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, яже за вы ломимое во оставление грехов. ... ... .... сие творите, да Воскресение Мое исповедуете. Подобне и чашу вина, смешав с водою, даде образ Крови, юже излия за нас.” — Как видите, здесь есть установительные слова только над хлебом. Установительных слов над чашей нет. Католические авторы прибавляют здесь слова над чашей, считая, что они пропущены.

Затем анамнезис: “Воспоминая ... смерть ....  и Воскресение Твое, приносим хлеб и чашу, воздавая благодарение Тебе, Единому Богу и Спасителю нашему, соделавшему нас достойными предстоять перед Тобою и совершать сие священнодействие. Сего ради приносим  Тебе благодарение мы рабы Твои, Господи. Мы приносим Тебе благодарение ... Троице ... Господи, Иисусе Христе, Господи Отче, пред Ним же всякое создание и вся природа трепещет, и к Которому прибегает. Господи, Душе Святый!” Здесь нет обращения к Богу Отцу о ниспослании Духа, здесь есть обращение к Троице о принятии жертвы. “Приими это питие и эту пищу в Твоей святости, сотвори их быти нам не во осуждение, не приложение грехов или в погибель, но во исцеление и укрепление духа нашего.”

И затем Intercessio, который еще отсутвует о Ипполита: “Ей, Господи, соделай, да через Имя Твое отбежит от нас всякое мудрование, Тебе не угодное...”

И заканчивается анафора: “Да будет Имя Господне благословенно вовеки. Благословен Грядый во Имя Господне, благословенно имя славы Его. Ниспосли благодать Духа на нас.” Очень важно благословение имени, которым кончается любая современная анафора. Этот элемент, еще не явный у Ипполита, прослеживается в “Завещании” вполне отчетливо.

Перед евхаристической молитвой очень интересен целый ряд диаконских возглашений, и предупреждение о том, чтобы недостойные не принимали участие в молитвах. Эти возглашения представляют собой первую великую ектению перед Евхаристией. Затем она была разбита на две части, и еще позднее .... в начало Литургии, и теперь это  наши две ектении верных. У греков эти ектении часто и не читаются. Показательно, что когда священник служит без диакона, ектении сокращаются: по нашему Служебнику вторая ектения верных читается в неполном объеме.

Анафора начинается обращением к Отцу, почти сразу же переходит к Сыну и в последней части обращается попеременно то к Пресвятой Троице, то непосредственно к Св. Духу. Только в сирийских анафорах мы находим переход от Отца к Сыну в третьей части анафоры. Вот что пишет об эпиклезисе “Завещания” прот. .... ..... Как вы уже заметили,  этот эпиклезис сильно отличается от привычного нам восточного, в котором мы просим Отца о ниспослании Духа на дары. Здесь обращение к  Св. Троице, чтобы Бог принял эти дары. Этот эпиклезис называют восходящим, особенно он популярен на западе. Старая римская месса имела только восходящий эпиклезис.