Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 20

Молитвы над хлебом и над чашей возвещают о том, что Христос познакомил нас со святой жизнью Давидовой, знанием и ведением. В таком случае эти молитвы являются достаточно верными — во велению Господа совершать Евхаристию в Его воспоминание, т. к. имя Христово и миссия Христа совершенно однозначно упоминаются в связи с этим обрядом. Несмотря на то, что эпиклеза как таковая установилась значительно позднее, и все, что нам в ней привычно, здесь отсутствует, тем не менее заповедь Христа выполняется здесь явно, и Христос при этом совершенно явно воспоминается. Таким образом этим молитвы являются евхаристическими.

Теперь поговорим об агапах. Агапа в техническом смысле означает вечерю любви (от греч. “агапэ” — любовь), совместную трапезу христиан, носящую некий мистический характер: там читаются специальные молитвы, от нее не должен вкушать некрещеный и т. д.

Рассмотрим свидетельства древних авторов об агапах. В Дидахе нет понятия агапы, евхаристия и трапеза в Учении 12-ти Апостолов еще не разделяются. Также точно не разделяются они и у ап. Павла. И наоборот, есть ряд свидетельств о том, что вечеря любви и Евхаристия суть разные службы. Об этом говорят нам Иустин Философ, “Апостольское Предание” св. Ипполита Римского, книга Апостольских Постановлений, Тертуллиан, Псевдо-Афанасий, Правила Соборов Гангрского, Лаодикийского, Карфагенского и другие источники.

В частности, об агапах говорит в своем послании ап. Иуда (12-й стих): “Сии суть соблазны в ваших вечерях любви”. Текстологическая критика ставит здесь вместо слова “агапэс” слово “апакис” (обман), исходя из ряда списков и близости к выражению 2-го послания Петра (гл. 13). По данным библеистики послание ап. Иуды написано значительно позднее, чем 1 Кор. Возможно, оно свидетельствует о уже свершившемся разделении между агапой и Евхаристией. В “Предании” Ипполита Римского мы увидим, что есть особая служба совершения Евхаристии и особая служба, когда епископ благодарит, преломляет хлеб и раздает всем, при этом Ипполит подчеркивает, что это не Евхаристия, а евлогия, т. е. не Тело Христово, а благословение хлеба. О том, что преломляемый хлеб является особым, свидетельствует Псевдо-Афанасий, который приводит также молитву над этим хлебом. Иустин Философ также разделяет Евхаристию и агапу.

Возможно, такое разделение произошло вследствие гонений. Плиний Младший, расследовавший дело христиан, пишет императору Траяну: “Они говорили, что они сходятся вечером; что утром они сходятся, чтобы петь гимны Христу, а вечером они сходятся снова для вкушения пищи, обыкновенной впрочем и невинной. Но это последнее перестали христиане делать вследствие моего эдикта, которым я по твоему (т. е. императорскому) повелению запретил тайные собрания”. Итак, Плиний говорит, что христиане собираются по вечерам для какой-то трапезы, а после его запрещения они перестали собираться. Но мы знаем, что христиане не перестали бы собираться для совершения Евхаристии. Очевидно, они перестали собираться для совершения агапы, а Евхаристию продолжили совершать по утрам. Вполне возможно, именно из-за этого и происходит разделение: Евхаристия все чаще начинает служиться утром, а агапа остается вечером.

Многие памятники свидетельствуют о наличии у христиан особенной вечерней трапезы, во время которой каждый может петь псалмы и песнопения. О существовании института агап свидетельствуют также канонические правила, например 11-е правило Гангрского Собора (середина IV в.): “Аще кто презирает творящих вечерю любви по вере и созывающих братию в честь Господа и не хочет иметь общение в приглашениях, низким почитая творение, да будет под клятвою”. Таким образом Гангрский Собор положительно отнесся к этой традиции, которая очевидно восходит ко II в.

А вот уже Лаодикийский Собор (конец IV века) в своем 28-м правиле ограничивает агапы, а именно: “Не подобает в храмах Господних или в церквах совершати так именуемые трапезы любви, и в доме Божием ясти и возлежание творити.” Агапы оцениваются здесь как нечто не достойное присутствия в храме Божием. В 27-м правиле того же собора агапа просто упоминается, там говорится о том, что не следует с агап уносить части домой.