Исследование динамики содержания диацетила в пиве, приготовленном с использованием различного зернового сырья, страница 24

Пивоваренный рынок страны характеризуется высоким уровнем концентрации капитала − 8 пивоваренных компаний контролируют 87 % рынка (рис. 4.2). В отрасль привлечены большие инвестиции. За последние несколько лет их общий объем составил более 3 млрд долл. США (Алимханова, 2003, Кайшев, 2006).
Рис. 4.2. Доли рынка пивоваренных компаний РФ в денежном выражении
Уровень рентабельности пивоваренного производства в России составляет минимум 30 %. Мощности по производству пива в целом по стране используются на 78,3 %. Это позволяет и в дальнейшем увеличивать объемы производства пива [29]. Темпы развития пивоваренного производства за 2000-2007 годы приведены в табл. 4.1 [3, 23]. 
 
Таблица 4.1−Объем производства пива в России за 2000-2007 гг.
Показатель
Годы
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
(прогноз)
Производство пива, млн дал
554,5
636,3
702,5
757,3
842,4
885
902,7
920,7
 
Бурное развитие пивоварения в России пришлось на 1999-2000 года, когда предприятия отрасли, откликаясь на все возраставшие потребности рынка, поставили во главу угла наращивание объемов производства, а также повышение качества пива, что отвечало запросам потребителей. Для осуществления этих целей пивоваренные предприятия стали закупать большое количество солода и хмелепродуктов за рубежом, переоборудовать заводы, внедрять новые и дополнять существующие технологии по производству пива. Такая политика позволила отрасли в целом сохранить и упрочить позиции на рынке алкогольной продукции [24, 29, 42].
Сейчас на большинстве пивоваренных предприятий завершены замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования; используются новые прогрессивные технологии. Тенденцией современного пивоварения является стремление производителей к сырьевой независимости. Так объемы импорта солода в 2004 году снизились на 17 % по сравнению с 2002 годом. Ожидается, что к концу 2008 года необходимости в импортном солоде не будет [15, 59].
Пивоваренные компании активно возводят солодовни. На территории России уже работает 10 солодовен мощностью 1 млн тонн в год при потребности 1,1 млн тонн. На рис. 4.3 представлены крупнейшие предприятия по производству ячменного солода [30].
 
Рис. 4.3. Крупнейшие производители отечественного солода в 2003 г.
 
В наращивании внутреннего предложения солода также принимают участие и сторонние инвесторы. Эта тенденция касается и производства хмеля. По оценкам Минсельхоза, сбор хмеля в 2007 г. вырос до 672 т против 530 т в 2004 г., а к 2010 г. его производство в России предполагается увеличить в 1,5 раза [3].
Постоянный рост конкуренции на рынке стимулировал создание новых типов и сортов пива, а также нового имиджа напитков, в частности некоторые пивоваренные компании стали разливать пиво в бутылки из бесцветного стекла [23].
Положительная динамика российского рынка пива возможна вследствие роста потребления пива населением.
Пивоваренная промышленность является одной из немногих отраслей российской экономики, производящих продукцию, по качеству соответствующую европейским стандартам. На российском рынке появилось большое количество качественного пива. Постепенно доля крепких алкогольных напитков начала снижаться в растущем ассортименте напитков, потребители стали отдавать предпочтение пиву [5, 29].
По данным Союза Российских Пивоваров объем потребления пива в России достиг 59 л на одного человека в год. Темпы потребления этого пенного напитка с каждым годом увеличиваются. Аналитики прогнозируют увеличение емкости рынка по потреблению пива максимум до 80 л на человека в год [3, 42].
Динамика потребления пива в России за последние годы представлена на рисунке 4.4 [23, 59].
Рис. 4.4. Потребление пива в России за 2003-2007 гг.
 
Из представленных данных видно, что по сравнению с 2003 годом в 2007 году потребление пива увеличилось более чем на 20 % и составило около 909 млн дал. В целом за исследуемый период происходит стабильное увеличение потребления пива.