ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание экономических благ (т. е. материальных и нематериальных объектов, способных удовлетворить потребности индивида и общества). Является проявлением физических, умственных и психологических способностей человека. Относится к факторам производства (ресурсам, необходимым для изготовления товаров и услуг).
Живой труд – непосредственная деятельность человека.
Прошлый (овеществленный) труд – труд, воплощенный в средствах производства и предметах потребления. Таким образом, труд является источником еще одного фактора производства – капитала (зданий, сооружений, станков, машин), также представляющего собой овеществленный труд.
Труд можно также определить как процесс преобразования ресурсов природы в экономические блага, осуществляемый человеком либо по внешнему принуждению (административному или экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по обеим этим причинам.
Условия труда – совокупность характеристик производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе осуществления им трудовой деятельности (шум, вибрация, освещенность, темп трудового процесса, травмоопасность, отношения внутри трудового коллектива и т. д.).
Персонал предприятия – совокупность работников определенных категорий и профессий, занятых на данном предприятии и получающих за свою работу вознаграждение от него. Численность и структура персонала компании формируется в зависимости от потребности предприятия в трудовых ресурсах, необходимых для эффективного осуществления данной компанией своей деятельности по удовлетворению платежеспособного спроса.
В настоящее время в теории управления персоналом принято следующее деление персонала на три основные категории в зависимости от выполняемых функций:
1. Руководители – лица, разрабатывающие тактику и стратегию развития предприятия и обеспечивающие осуществление стратегических планов и текущих задач. Эта категория делится на три подкатегории:
1.1. Руководители высшего звена – председатель и члены совета директоров и президент фирмы. Их задача – определение общей стратегии компании;
1.2. Руководители среднего звена – директора дочерних фирм, их заместители, руководители функциональных подразделений компании;
1.3. Руководители низшего звена – лица, стоящие во главе различных отделов внутри функциональных подразделений;
2. Специалисты – работники компании, не принимающие самостоятельных решений, но обеспечивающие руководство компании материалами для принятия решений (расчеты, отчеты, рекомендации), научно-техническими разработками, предложениями по совершенствованию систем производства и сбыта и т. д. К ним относятся инженеры, технологи, маркетологи, экономисты;
3. Исполнители – выполняют задачи, определенные руководителями. Пример: основные и вспомогательные рабочие, агенты по продажам, делопроизводители.
Возможны и другие классификации персонала по признаку выполняемых функций. Например, в России принято следующее деление:
1. Рабочие – обеспечивают выполнение технологических процессов;
2. Служащие – занимаются переработкой информации. В свою очередь, делятся на:
Руководителей;
Специалистов;
Технических исполнителей, которые создают необходимые условия для работы руководителей и специалистов (например, секретари);
3. Младший обслуживающий персонал – отвечают за поддержание чистоты и порядка на производстве;
4. Охрана;
5. Ученики – резерв квалифицированной рабочей силы.
Промышленно-производственный персонал – работники предприятия, непосредственно участвующие в производственном процессе или занятые его обслуживанием. Включает в себя все перечисленные выше пять категорий персонала.
Персонал, занятый на непромышленных работах – сотрудники, занятые на работах, не связанных с производством или его обслуживанием (например, работники заводской столовой или персонал медицинского пункта).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.