Элементы экономики труда. Разделение и кооперация труда. Нормы и нормативы труда. Организация заработной платы, страница 19

4.  Наладочная – наладка и регулировка оборудование в течение периода его эксплуатации;

5.  Ремонтная – осмотр, ремонт (в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта или при поломке оборудования) и межремонтное обслуживание;

6.  Контрольная – контроль качества поступающих на рабочее место полуфабрикатов и материалов и выходящей с него готовой продукции, контроль за соблюдением технологического режима, обслуживание и ремонт измерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;

7.  Ремонтно-строительная – текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки;

8.  Хозяйственно-бытовая – обеспечение работников специальной одеждой, обувью, средствами защиты, специальным питанием, организация санитарно-гигиенического обслуживания (душ, гардероб, стирка), поддержание чистоты и порядка на рабочих местах.

По критерию централизации функций обслуживания на предприятии можно выделить три системы обслуживания рабочих мест:

·  централизованная система – обслуживание рабочих мест осуществляется из единого центра, находящегося в ведении предприятия (цеха);

·  децентрализованная система – обслуживание производится либо производственными рабочими, либо вспомогательными рабочими, находящимися в данному цехе или на данном участке;

·  комбинированная система – часть функций обслуживания рабочих мест выполняется централизованно, часть – децентрализованно.

Обслуживание рабочих мест на полиграфических предприятиях, как правило, производится по децентрализованной или комбинированной системе.

Различают три формы обслуживания рабочих мест (разница между ними заключается в уровне регламентации процесса обслуживания и в экономичности):

·  дежурное обслуживание – производится в случае возникновения необходимости в том или ином виде обслуживания либо основными, либо вспомогательными рабочими по вызову. Эта форма обслуживания наиболее эффективна при условии наличия средств связи для вызова. Применяется на типографиях мелкосерийного и серийного типов;

·  планово-предупредительное обслуживание – осуществляется в соответствии с календарными планами-графиками основного производства. Доставка на рабочее место материалов и полуфабрикатов и выполнение других работ по обслуживанию рабочего места производится заблаговременно, как правило, в течение обеденного перерыва или между сменами. Эффективно в условиях стабильного производственного процесса с четким графиком, отличается ритмичностью работы вспомогательных подразделений и отсутствием простоев у рабочих основного производства по вине обслуживающих их вспомогательных рабочих;

·  стандартная форма обслуживания – жестко регламентированное обслуживание по стандартным расписаниям и графикам. Типична для поточно-массового производства. Для ее внедрения необходима жесткая ритмичность основного производства. Эта форма обслуживания весьма эффективна, так как позволяет полностью освободить основных рабочих от выполнения вспомогательных функций.

Списочная численность вспомогательных рабочих одной функциональной группы может быть рассчитана двумя способами:

- как отношение общего объема работ по выполнению вспомогательных функций одного вида к эффективному годовому фонду времени одного рабочего:

,

Чвр,i – численность вспомогательных рабочих i-ой группы, чел.;

Tш – нормативный объем работ i-ой группы в год, чел.-ч;

Фэфф – эффективный годовой фонд рабочего времени вспомогательного работника i-ой группы, ч;

Кяв – коэффициент приведения явочной численности к списочной;

Кпер – коэффициент переработки норм;

- как отношение числа рабочих мест к норме обслуживания (этот способ обычно применяется для расчета численности вспомогательных рабочих при дежурной форме обслуживания):