Конспект лекций по курсу “Электрический привод”, страница 9

Лекция 2.  Механические нагрузки

§ 2.1.  Типичные требования по нагрузке электропривода

Кроме характеристик источника питания, исходными данными, определяющими выбор типа электропривода и технические решения по его построению, являются параметры, характеристики и особенности механической нагрузки, а также требования к двигателю.

Типичные исходные данные по нагрузке электропривода и требования к двигателю:

-  номинальная мощность нагрузки (Pн);

-  номинальная частота вращения ротора двигателя (nн);

-  характер нагрузки (например, привод насоса, нагрузка вентиляторная);

-  диапазон регулирования частоты вращения двигателя (например, 20-103 %);

-  точность регулирования частоты вращения (например, 1 % от номинальной частоты);

-  длительно допустимые нагрузки по мощности (например, 110 %);

-  рекуперация энергии (например, не требуется);

-  тип двигателя (например, асинхронный двигатель);

-  способ пуска двигателя (например, частотный);

-  инерционность нагрузки (например, момент инерции);

-  требуемое время пуска;

-  особые требования (например, насос имеет заданные резонансные частоты, которые должны быть исключены из диапазона установившихся режимов работы системой регулирования);

-  особые требования (например, в системе должен быть реализован гидроподъем вала);

-  особые требования (например, требования по массогабаритным характеристикам, по условиям сочленения двигателя с насосом и др.).

§ 2.2.  Типичные нагрузки электроприводов

Одной из типичных механических характеристик нагрузки электроприводов является вентиляторная характеристика, изображенная на рис.2.2.1. Она представляет собой параболическую зависимость момента сопротивления нагрузки Mс от частоты вращения n (или угловой частоты ω) в относительных единицах:

.                                                                                                (2.2.1)

Рис.2.2.1 Вентиляторная характеристика нагрузки

Зависимость (2.2.1) справедлива для установившихся режимов работы вентиляторов, насосов, компрессоров, гребных винтов, работающих как одиночные нагрузки.

В установившихся режимах электромагнитный момент двигателя равен моменту сопротивления нагрузки

.

Мощность вентиляторной нагрузки в относительных единицах пропорциональна скорости вращения вала в кубе:

.                                                                                     (2.2.2)

В переходных режимах работы указанных нагрузок возможны значительные отклонения от зависимости рис.2.2.1. Это можно проследить на примере механических характеристик гребного винта, представленных на рис.2.2.2.

В установившихся режимах работы гребного привода каждой скорости движения судна соответствует определенная скорость вращения гребного винта и в этом случае нагрузка определяется вентиляторной характеристикой рис.2.2.2.

Если судно неподвижно и осуществляется разгон гребного винта до какой-либо скорости вращения n, то после разгона в установившихся режимах работы винта нагрузка определяется по швартовной характеристике рис.2.2.2.

Предположим, что судно движется с какой-либо скоростью, гребной винт вращается и вся система работает в установившемся режиме. Если в этом режиме осуществляется реверс гребного винта, то нагрузка электропривода определяется по реверсивной характеристике рис.2.2.2. При реверсе винта из другого установившегося режима нагрузка электропривода определяется по другой реверсивной характеристике.