Величайшее значение для всего дальнейшего развития электропривода имело создание М. О. Доливо-Добровольским трехфазной системы передачи переменного тока, трансформатора и асинхронного двигателя (1888-1889 г.). Этот вид приводов интенсивно внедрялся в промышленности. Например, на Коломенском заводе к 1895 г. было установлено 209 асинхронных двигателей общей мощностью 2175 л. с.
В конце XIX века в нескольких городах России действовал трамвай, а Ревельский (Таллинский) трамвайный завод являлся одним из передовых электротехнических предприятий того времени. Уже в 1890 году мощность установленных электродвигателей на промышленных предприятиях России составляла 5 %, а в 1914 г. – 40 %.
Несмотря на ведущее место российских ученых в разработке новых идей, элементов и систем электроприводов, их практическое воплощение осуществлялось в большей степени в Великобритании, Германии, Франции.
Однако и на территории России в конце XIX – начале XX веков стало интенсивно развиваться производство компонентов электроприводов и самих электроприводов.
В 1898 г. в России было образовано Акционерное общество российских электротехнических заводов “Сименс-Гальске”. Его основным производством в Санкт-Петербурге был завод электрических аппаратов на Васильевском острове. Территория Санкт-Петербурга, на которой теперь располагается завод “Электросила” (это название было дано ему в 1920 г.), стала осваиваться в 1911 г. На этой территории было размещено производство электрических машин, трансформаторов и другого сильноточного оборудования. В том числе осуществлялось производство электроприводов.
В то же время осуществлялось накопление знаний, развитие теории электропривода. В начале XX века разработана теория нагрева электрических машин, которая была положена в основу методов выбора мощности двигателей. В то же время накоплен обширный материал по расчету резисторов в системах пуска двигателей. Созданы методы расчета механических характеристик, методов пуска двигателей. Этот материал послужил основой для новой прикладной науки – теории электропривода.
В первых номерах всемирно известного журнала “Электричество”, основанного в 1880 г., Д. А. Лачинов опубликовал труд “Электромеханическая работа”, в котором рассматривались свойства электродвигателя, как преобразователя энергии. В 1900-1903 г. П. Д. Войнаровский и В. В. Дмитриев в Петербургском электротехническом институте выпустили труд “Электрическая передача и распределение механической энергии”, в котором формулируется представление о разнообразии форм реализации электропривода и его характеристиках. Значительный вклад в разработку теории электропривода подъемных машин и прокатного производства внес В. Н. Лацинский. Это послужило базой для создания С. А. Ринкевичем в 1922-1923 г. в Петербургском электротехническом институте первой в стране кафедры “Электрификации промышленных предприятий” для подготовки инженеров-электроприводчиков. В 1925 г. С. А. Ринкевич издает учебное пособие “Электрическое распределение механической энергии”, которое можно считать первым фундаментальным трудом по теории электропривода в современном понимании основ этой науки.
В 1924 г. в Ленинградском индустриальном институте В. К. Попов начинает подготовку инженеров аналогичного профиля и в 1930 г. создает кафедру “Промышленное использование электроэнергии”.
В 1930 г. в МЭИ Д. П. Морозов при содействии В. К. Попова также организует кафедру автоматизированного электропривода.
Ранняя стадия развития теории электропривода была связана с разработкой научных основ. Этот процесс продолжался до сороковых годов XX века. В нем значительное место занимали труды отечественных инженеров и ученых Р. А. Аронова, Д. В. Васильева, С. Н. Вешеневского, Л. Б. Гейлера, А. Г. Голована, Д. П. Морозова, В. А. Шубенко и других.
В сороковые-пятидесятые годы бурно развиваются системы автоматики. Это позволило формировать более сложные законы управления электроприводами, использовать замкнутые системы автоматического регулирования. В этот период появляются труды академика В. С. Кулебякина, А. Г. Ивахненко, Т. Н. Соколова, чл.-корр. АН М. Г. Чиликина.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.