Таким образом, в результате решения задачи распределения функций (сфер деятельности) фактически формируются нормативные модели управления. Каждая процедура управления теперь может быть развернута как хозяйственные права, должностные обязанности и личная ответственность конкретного должностного лица, т.е. должностное лицо устанавливает право затребовать сведения (что) для выполнения распределенной за ним процедуры от конкретного лица (кого) к определенному сроку (когда). Получив необходимые сведения, должностное лицо обязано выполнить над исходными данными ряд действий и операций (что) в определенной последовательности (как) в соответствии с нормативными затратами ресурсов на обработку известного объема информации (сколько) к заданному сроку (когда). Так формируются обязанности должностного лица. В результате выполнения процедуры управления должностное лицо обязано выработать решение по управлению, за которое оно несет личную ответственность.
Кроме того, оформив решение в документ (что), должностное лицо несет ответственность за то, что этот документ был передан по адресу (кому) и в установленный срок (когда).
Нормативная модель деятельности должностного лица формируется из совокупности карт (табл. 1.2.).
Таблица 1.2.
Карта регламентации функций
Право (затребовать, использовать) |
Обязанность (выполнить, осуществить, преобразовать) |
Ответственность (выдать, направить, осуществить) |
||||
Что |
От кого |
Когда |
КтоЧто Как Сколько Где |
Что |
Кому |
Когда |
Карты представляют юридический документ системы "функция", в которых для реализации данной процедуры расписаны нормативные компоненты его, т.е. хозяйственные права, должностные обязанности, личная ответственность конкретного должностного лица. Оформив по каждой процедуре карту, подгруппы составляют реестр карт по каждой функции с указанием должностных лиц, за которыми распределены конкретные процедуры. Совокупность всех карт реализует нормативную модель управления. На этом этапе заканчивается статистический вариант системы.
На втором этапе нормативные модели проверяются экспериментально, т.е. начинается динамический вариант системы. Для экспериментальной проверки карт выбирается производственная ситуация. Эта ситуация имитируется должностными лицами посредством разработанных моделей. Далее производится анализ и оценка деятельности должностных лиц в имитируемой ситуации.
Таким образом, основным, результатом системы "функция" является схема управления и комплекс карт по каждой функции управления. Применение карт должностными лицами в управлении хозяйственной системой позволит придать управленческой деятельности его объективные свойства правового регулятора: принудительность, нормативность и динамизм. Карты регламентации в силу своего Правового характера позволяют повысить эффективность управления, бороться с субъективизмом и произволом, тем самым, обеспечивая соблюдение законности.
При формировании "Карт регламентации функций" следует соблюдать правила делегирования функций.
1. Установление любой функции в реальных условиях производства всегда связано с их распределением.
2. Выполнение той или иной функции всегда есть обслуживание кого или чего-либо, т.е. ни одна из обязанностей не может быть самоцелью.
3. Функция должна неизбежно сопровождаться ответственностью работника, ее исполняющую, за своевременность и качество обслуживания.
4. Там, где невозможно разграничить ответственность, там невозможно разграничить и вину.
5. Осуществление функций чревато конфликтными ситуациями, которые могут быть вызваны либо безответственностью, либо некомпетентностью работника, либо плохим их распределением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.