Анализ состояния и структуры аварийности на автомобильном транспорте в Курьинском районе Алтайского края, страница 8

        При этом важную роль играют абсолютные показатели. В 2003 году  на территории   Курьинского   района   было   зарегистрировано  41 ДТП, в которых

погибло 2 человека, пострадало 26 человек. Распределение общего числа ДТП и пострадавших в них  по трассам и населённым пунктам Курьинского района приведены в таблице 1.

         Количественный анализ   статистических данных  также позволяет  установить   процентное   распределение  дорожно-транспортных  происшествий по причинам.   Поскольку возникновению каждого происшествия  сопутствуют несколько причин  при анализе их необходимо  отделить основные   от второстепенных.  Как правило,   основные причины  имеют более закономерный характер и именно они  учитываются в статистических показателях.

При анализе исследуются три основные фактора:

1 - поведение участников движения-водителей, пешеходов и пассажиров транспорта;

График 2.  Распределение ДТП по дням недели

                                              

2 - техническое состояние транспортных средств;

3 - условия движения.

      Их следует рассматривать во взаимной связи, устанавливая степень  влияния каждого фактора.

 При исследовании поведения  участников движения особое внимание следует обращать на квалификацию водителей и их физическое и психическое состояние, способность реагировать в условиях быстро изменяющейся     обстановки.                   

  Физическое состояние водителя может  изменяться от многих причин. Как правило, оно ухудшается при длительной работе в связи с усталостью. На те же обстоятельства следует обращать внимание при исследовании поведения  пешеходов или пассажиров, попавших в дорожно-транспортные происшествия. При исследовании транспортных средств устанавливается их характеристика и техническое состояние в соответствии с действующей инструкцией.

График 3.  Распределение ДТП по месяцам года

            

  Наиболее сложным при качественном анализе является установление

влияния условий движения на аварийность. При исследовании условий движения  прежде всего выясняется характеристика пути и дорожные условия: состояние дорожного покрытия , планировочные  характеристики – профиль пути, кривые в плане и профиле, наличие виражей, условия видимости в плане и профиле; размещение технических средств по регулированию движения; принятая система организации движения.

   Одним из основных параметров,  характеризующих  качество пути, является коэффициент сцепления колеса с дорожным покрытием. Он определяет длину тормозного пути и регламентируется нормами и техническими условиями. Коэффициент сцепления зависит от типа дорожных одежд и изменяется в зависимости от погодных условий.

Значительное влияние оказывают на аварийность метеорологические условия. В сильные туманы, снегопады и ливни ухудшаются условия видимости, снижается коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием. Это обстоятельство, как подтверждают данные статистики, повышает аварийность по сопоставимым показателям.

                               2.2. КАЧЕСТВЕННЫЙ  АНАЛИЗ  ДТП

Качественный анализ материалов ДТП  имеет своей целью  выявление  причинных факторов и  установление  степени влияния  каждого  из них на происшествие.  Как  показывают  многочисленные исследования  в этой  области,  возникновение  отдельных  ДТП  является  сложным  процессом,  в котором,  как правило,  действует не только  какая-то  причина,  но и ряд  сопутствующих  факторов.  Установление  этих  причин  и  факторов при  анализе  ДТП является самым  сложным  и практически  нерешенным вопросом. Решение подобных  задач ведется  в большинстве  случаев,  с использованием  системного подхода. Как известно,  специфические  особенности  и проблемы  дорожного  движения  обусловлено системой «автомобиль – водитель – дорога».  Поэтому  качественный  анализ  дорожно-транспортного происшествия  рассматривается в этом  разделе  по каждому  отдельному  элементу  указанной  системы  дорожного  движения.