Анализ состояния и структуры аварийности на автомобильном транспорте в Курьинском районе Алтайского края, страница 12

     Имеются различные практические формы и методы такого анализа, которые определяются масштабами территории, а так же непосредственными задачами специалистов в области организации и безопасности  дорожного движения.

     При топографическом анализе столкновений  используются два вида:

·   карта дорожно-транспортных происшествий;

·  масштабная схема (ситуационный план) типичных дорожно-транспортных ситуаций, предшествующих возникновению происшествия.

    Карта ДТП  (столкновений) представляет  собой схему районных дорог, в соответствующих точках которой отмечается, по мере регистрации, каждое столкновение.

        Карта ДТП является важным источником наглядной информации. Так, концентрация столкновений в каком-либо месте, свидетельствует о неоптимальности регулирования или целесообразности введения его на пересечении дорог.

        После рассмотрения ситуаций, предшествующих совершению  столкновений, нетрудно прийти к выводу, что следствием этого явились: невнимательность водителей, незнание или несоблюдение Правил  дорожного движения, неграмотный выбор дистанции следования до головного автомобиля   и дистанции, приемлемой для обгона на полосе встречного движения.

                            2.4. ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ

В своё время английский философ Френсис Бэкон писал: «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров». Четыреста лет назад был сделан этот вывод, когда ни автомобиля, ни автомобильных дорог люди не знали. Но и сегодня вывод этот верен даже более, чем тогда, во времена Бэкона.

Дорожные условия во многом определяют среду движения, то есть  ту реальную  обстановку на  дороге,  в которой движутся транспортные средства.  Дорожные условия представляют собой  совокупность геометрических параметров  и транспортно-эксплуатационных качеств дороги, имеющих непосредственное отношение к дороге и движению.

Названная совокупность этих параметров  может быть разделена на две группы: постоянные и переменные.

К постоянным относят показатели  и характеристики дорог, которые не меняются во времени в процессе эксплуатации  или изменяются очень редко, например, во время ремонта или  реконструкции.

Это параметры продольного профиля, радиуса кривых в плане,  длины прямых и кривых и др.

К переменным относят параметры и характеристики дорог, изменяющиеся в течение года в результате сезонных  колебаний метеорологических условий и качество содержания дороги. К ним относятся состояние покрытия и обочин, ширина проезжей части и обочин, наличие и состояние тротуаров, пересечени, расширений проезжей части, состояние инженерного оборудования, видимость в плане и др.

Дорожные условия являются управляемым элементом рассматриваемого  комплекса «автомобиль-водитель-дорога», так как  геометрические параметры и транспортно-эксплуатационные характеристики  дороги, назначаемые  в процессе проектирования и строительства, могут быть изменены от воздействия транспортных потоков и метеорологических условий, а также  зависят от качества содержания.

Так, например, специалисты Волгоградского инженерно-строительного института предложили при строительстве автомобильных дорог добавлять в асфальтовое покрытие кроме гравия и щебня частицы использованных автомобильных покрышек. Такое покрытие, напоминающее сплошной резиновый ковёр, в сравнении с обычным дорожным покрытием имеет ряд преимуществ: оно упруго эластично, а главное - имеет высокий коэффициент сцепления с колёсами автомобиля, что в свою очередь, способствует повышению безопасности движения. Зимой такую дорогу не нужно посыпать солью, потому что появляющаяся на покрытии ледяная корка при проезде автомобиля сразу трескается.