Эксплуатация транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, становится возможной в тех автотранспортных предприятиях, где отсутствует или ослабли контроль технического состояния подвижного состава. Эксплуатация неисправных индивидуальных автомобилей сопряжена с низкой квалификацией владельцев, дефицитом необходимых запасных частей, отсутствием диагностического оборудования на станциях технического обслуживания. Вместе с тем, значительная часть ДТП обусловлена негативным воздействием на транспортные средства в процессе их технического обслуживания и ремонта повреждением, неправильной установкой или неустановкой деталей, монтажом нестандартных элементов конструкции и другое.
ВОДИТЕЛИ
Водитель транспортного средства является основным звеном системы «автомобиль – водитель – дорога». Роль человеческого фактора во многом определяет надежность функционирования этой системы, т.е. работы ее в течение определенного времени с заданной точностью.
Надежность водителя – это его способность безошибочно управлять каким-либо транспортным средством. Ошибку водителя при управлении следует рассматривать, как отказ основного звена, а, следовательно, и всей системы «автомобиль – водитель – дорога», независимо от исхода: совершения ДТП или без такового. Таким образом, ошибки водителя могут быть причиной или предпосылкой ДТП.
Основными факторами, определяющими степень надежности водителя,
являются:
· его подготовленность;
· пригодность к управлению автомобилем;
· работоспособность.
По мнению специалистов, прогнозирующих значимость факторов, влияющих на дорожно-транспортные происшествия, причины аварийности распределяются в следующем порядке по степени значимости:
- слабая работа по воспитанию и обучению населения правилам движения;
- недостаточные темпы и качество строительства дорожной сети;
- недостатки в организации движения транспортных средств и пешеходов;
- неудовлетворительное состояние дорог и сооружений на них;
- недостаточная борьба с водителями в нетрезвом состоянии;
- низкий уровень профессиональной подготовки и мастерства водителей;
- недостаточно активная работа общественности по предупреждению аварий;
- недостаточная эффективность надзора работников ОГИБДД за безопасностью движения;
- несовершенство конструкции транспортных средств по активной и пассивной безопасности;
- отсутствие профессионального отбора и слабость медицинского контроля за состоянием здоровья и состоянием водителей перед рейсом на предприятиях и в организациях.
Как и везде, лица, желающие получить водительское удостоверение, предварительно проходят медицинское обследование, в результате которого определяется их пригодность к управлению транспортным средствам той или иной категории. Проверка пригодности водителя к управлению автомобилем не ограничивается только этим освидетельствованием. Через определенные сроки каждый водитель подвергается переосвидетельствованию, в зависимости от категории транспортного средства и возраста водителя.
Как правило, в автотранспортных предприятиях перед каждым выездом на линию проводится (или должен проводиться) предрейсовый медицинский осмотр водителей. При выявлении алкогольной интоксикации, обострении гипертонической болезни и других видах заболеваний, водители отстраняются от работы. Это значительно повышает дисциплину и сокращает число ДТП.
Подготовленность включает в себя не только данные о высоком уровне профессиональных навыков водителя, но и психологических качеств, которые обеспечивают успешность работы в любых условиях. Понятие
«подготовленность» включает также умение водителя управлять транспортным средством на больших скоростях и в сложных условиях интенсивного дорожного движения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.