Если богом для человека окажется слава, власть, желудок , то не остается сомнений и в характере его морали. Яркой иллюстрацией этого может служить выступление Рокфеллера перед учениками одной из воскресных школ в США, в котором он , в частности отметил:»Рост деловой активности - это просто выживание сильнейших…Американскую розу можно вырастить во всем великолепии ее красоты и благоухания, которое вызовет восторг у созерцающих ее, лишь беспощадно обрезая слабые ростки вокруг нее. Это … всего лишь претворение в жизнь закона природы и божьего закона». (Хилл К.Р. Христианская защита морали и демократии //Диспут.1992.№1.с.138)Поклонение золотому кумиру приводит человека к беспощадной жестокости. Так подтверждается истина: каков «бог»- такова и мораль (с. 74 Осипов)
Наука, в отличии от теологии, не указывает на источники нравственности: естественный и сверхъестественный и в силу сферы, предмета, методов своей деятельности не может ни опровергнуть , ни доказать того, что главным Законодателем является Бог. Ученые могут лишь согласиться либо не согласиться с этим. Однако же абсолютная высота Евангельского нравственного закона признается многими учеными и общественными деятелями, многими народами. Евангельские принципы нравственности – это идеал нравственности, как для отдельного человека, так и для общества в целом, поэтому они единственно верный критерий для оценки нравственного состояния общества или человека. В этом суть теологического подхода.
Мораль и нравственность можно употреблять как тождественные понятия, все зависит от смысла, который исследователь вкладывает в них. Однако , чаще всего «нравственность» несет теологическую нагрузку и подразумевает нравственный идеал , а «мораль» - светскую нагрузку и отражает реальное, искаженное состояние нравственности общества.
Соотношение нравственного закона и исторического развития, социальных и природных законов.
Следующее важнейшее положение теологии, которое мы рассмотрим, касается того вопроса, что же все-таки является определяющей силой в состоянии общества ()
Наиболее совершенные нравственные, очень многие религиозные учения и, конечно же, христианство утверждают однозначную зависимость состояния природы и общества (всех его сфер ) от выполнения нравственных законов.
В Ветхом Завете приводится целый ряд таких зависимостей (и предостережений и конкретных исторических примеров) когда при неисполнении нравственного закона избранный народ страдает от разных болезней, засухи, неурожая, попадает в рабство, люди гибнут от меча завоевателей, от мора и голода .И, напротив, когда народ кается и изменяет свою жизнь – получает благоденствие, милость Бога. Вот примеры. Нарушение заповеди не кради. Когда Иисус Навин завоевал землю Ханаанскую и один из его воинов украл некие вещи, из-за этой кражи вся армия Навина потерпела поражение.
Исчезновение городов и целых цивилизаций также связано с нарушением нравственного закона. Так Тир – богатый и роскошный город погиб не по экономическим причинам. Множество беззаконий , неправедная торговля, неправедное богатство и роскошь, забвение Бога – причина исчезновения города, как отмечает Иезекииль. Страшный разврат – причина гибели Содома и Гоморры. Серный и огненный дождь, излившийся на Содом стер город с лица земли и само это явление не возможно объяснить какими либо законами природы. Наука также не может объяснить исчезновение всех племен Ханаанских. Это можно объяснить только действием нравственного закона. Ной проклял внука своего Ханаана, и под тяжестью этого проклятия пали и исчезли его потомки .(с 31) Древний Египет и Вавилонское царство, которые считались очень развитыми цивилизациями (о чем свидетельствуют современные раскопки) но, тем не менее они исчезли и объяснить их исчезновение может только нравственный закон (идолопоклонство, изнеженность людей , баснословное богатство погубило народ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.