Здесь следует учесть несколько факторов. Принимая любые решения человек руководствуется не только рациональным разумом, но также чувствами, собственными интересами, которые часто оказываются выше нежели разум . Следует учитывать также ментальные, культурные особенности того или иного общества. Если западный менталитет действительно в большей мере основан на рациональном разуме, то наш – на чувствах , в нем очень сильна иррациональная составляющая. Кроме того, сами понятия справедливого и несправедливого будут отличаться у людей имеющих разные ценности (например, доминанту на духовных или доминанту на материальных ценностях) и тогда договор будет невозможен. Необходимо также заметить, что кроме желания и способности договорится, общественный договор предполагает сильное государство и право, которые являются гарантом общественных соглашений и предписаний. Таким образом, в этой концепции мораль приобретает в большей степени юридический и политический характер, как мы отмечали , основана на вере в договор и право.
Теперь немного остановимся на автономной этике. Наиболее ярким примером автономной этики является этика Канта. Основу морали по Канту составляет врождённый принцип практического разума (нравственного сознания). Подобные принципы Кант называл трансцендентальными. Трансцендентальный принцип морали – это категорический императив, т.е. безусловное автономное повеление, - повеление, которое должно выполняться при всех условиях. Есть три формулировки категорического императива: 1. Поступай всегда согласно такому принципу, чтобы он мог стать всеобщим в аналогичных ситуациях. 2. Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. 3. Относись к человеку всегда как к цели и никогда как к средству.
Заслуга Канта и состоит, прежде всего, в его учении об автономии основополагающих моральных принципов. Вл. С. Соловьёв в книге «Оправдание добра» очень высоко оценил учение Канта об автономии морали: «В Канте, без сомнения, следует признать Лавуазье нравственной философии. Его разложение нравственности на автономный и гетерономный элементы и формула нравственного закона представляют один из величайших успехов человеческого ума»[2]. «Нравственность действительно самозаконна, - писал Вл. С. Соловьёв, - в этом Кант не ошибся, и этот великий успех, связанный с его именем, не пропадёт для человечества»[3].
Но, если нравственность самозаконна и независима, почему так часто человек поступает безнравственно?
Одной из наиболее полных концепций современных ученых, объясняющих природу нравственности является подход, предлагаемый Матвеевым П.Е, совмещающий автономную и гетерономную этики. Он выделяет природные, социальные и духовные основы нравственности.
К природным он справедливо относит врожденные нравственные чувства человека : совесть, сострадание, любовь, долг, благоговение. Также к числу природных основ морали он относит и те моральные ценности, которые человек обнаруживает в природе.
К социальным основам нравственности он относит реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Он считает, что на развитие морали оказывают огромное влияние, во-первых, такие социальные институты, как: семья, право, государство, церковь; а во-вторых - объективные моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права, духовной сферы.
В свою очередь, мораль оказывает на все сферы общества активное влияние, которое многообразно.
Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические нравственные ценности, отношения, нормы. Таким образом, нравственность предстаёт продуктом исторического творчества всего человечества.
Социальные основы есть и у субъективной нравственности, как то, что сформировалось в каждом отдельном индивиде в процессе его социализации. Это его нравственные идеи, нормы поведения, его добродетели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.