Духовно-моральні основи розвитку соціально-економічних систем. Проблема морального чинника в економіці: історія і сучасність. Типізація соціально-економічних систем за моральним критерієм. Концепція духовно-моральної соціально-економічної системи, страница 16

2.Признание того, что человек является не только биологическим, но в первую очередь – духовным существом. Душа человека является носителем ума, сердца (чувств),воли, самой личности человека, способной вступать в общение, единение с Богом, духовным миром. В христианстве человек  - образ Божий.

3.Вера в Откровение Бога, необходимость для человека праведной жизни, которая отвечает догматам и заповедям религии. В христианстве, такую жизнь называют верой и это не только убежденность в существование Бога, а особенная духовно-нравственная направленность, характер жизни верующих.

4.Учение о посмертной жизни человека

5.Вера в бытие сверхъестественного мира (ангелов, демонов), признание влияния духовного мира на деятельность человека

6. Культ – совокупность внешних богослужебно-обрядовых форм, действий,правил.

    Также каждой религии присуще догматическое и нравственное учение, аскетические принципы, правила жизни.

  Важно понять, что учения, которые отрицают, отбрасывают какую-либо из основных истин религии не могут быть отнесены к категории религиозных – это другие системы мировоззрения : религиозно-философские, философские, идеологические – материализм, атеизм.

                  О морали и нравственности

Что такое нравственность и мораль? Какие нравственные законы знает общество? От чего зависит нравственность человека, нравственное состояние общества?  Верно ли  то, что  именно духовно-нравственное состояние общества в первую очередь определяет его социально-экономическое состояние?  Почему так происходит и кто об этом говорит?

Существует несколько определений понятий мораль и нравственность, причем сами ученые считают, что дать определения этим понятиям достаточно сложно. Смысла приводить все - нет. Однако имеет смысл выделить два принципиально разных подхода к определению содержания этих  понятий, а также в объяснении  природы возникновения нравственности и морали.

Первый подход – светский ,  принятый в современной науке и отражающий материалистическое мировоззрение . Второй – теологический. В качестве примеров первого подхода приведем следующие  определения морали (нравственности).

 В советском энциклопедическом словаре, который считался одним из образцов научной мысли советского периода дано такое определение морали:

Мораль (от лат. moralis — нравственный), нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой. (Советский энциклопедический словарь с. 828)

В этом определении,  во-первых, акцент делается на морали (нравственности) как общественном институте (источник моральных норм и ценностей – общество и конкретные классы), а, во-вторых, на идейном обосновании идеалов , подчеркивается классовый характер морали ; к формам духовного воздействия относится только мнение общества (это и понятно ведь данное определение отражает социалистическую идеологию и этику марксизма-ленинизма).Здесь нравственность и мораль тождественны.

Одним из наиболее удачных определений морали является то, которое дает Матвеев П.Е., его можно отнести как к индивидуальному, так и к общественному уровню:  «Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий».  Важно, что в определении подчеркивается зависимость сознания человека, его отношения к миру, его поведения от ценностей, в конечном итоге от того, что в своем ценностном мире человек или общество относит к добру, а что – ко злу. Это широкое определение, оно отражает сущность морали как совокупности ценностей добра и зла, но из него следует , что моралей может быть много. К добру и злу разные люди , разные общества могут относить и относят совсем не одинаковые , порой противоположные категории. Таким образом,  категория «мораль» будет отражать реальное состояние представлений общества (человека) о добре и зле.