В процессе трудовой деятельности каждый человек проходит через определенные стадии поведения, вырабатывая свой индивидуальный алгоритм, включая личностные ценности, установки, ори* В материалах использованы обобщенные данные социологических исследований 1990-1993 гг. Выборочная совокупность 800 работников подразделений ПО Уренгойгазпром.
180
ентиры, образцы и мотиваторы. Существующий в социологии инструментарий дает возможность наблюдать и фиксировать конкретное многообразие реальных поступков, явно или неявно связанных со статусно-ролевыми предписаниями, индивидуальными и групповыми интересами, проявляющимися в многочисленных формах вербального поведения. Они свидетельствуют о внутреннем мире работника, который находится в определенном отношении к процессу труда, формам и способам его организации, к своей профессиональной роли, в том числе о его намерениях, ориентациях, влечениях, эмоциональных состояниях и чувствах. С одной стороны, трудовое поведение отражает объективную необходимость, заданность в рамках производственной ситуации, с другой - оно достаточно свободно, многоальтернативно в создании иерархии мотивации.
В ходе различных социологических исследований изучались те условия и функциональные характеристики работников, которые определяют характер, способы и формы трудового поведения. А именно:
статусно-ролевые, определяющие возможность и качество применения профессиональных способностей;
профессиональные, характеризующие способ включения в производственный процесс;
квалификационные, дающие представления о качестве профессиональных возможностей и степени профессиональных притязаний, намерений и пределах реальных достижений;
культурологические, определяющие относительно устойчивые стандарты, образцы и мотивы поведения;
ценностно-нормативные установки, играющие роль внутреннего регулятора поведения.
В совокупности здесь речь идет об оценке деловых и личностных качеств работника, влияющих на формирование диапазона альтернатив трудового поведения. В целом это параметры функционального поведения человека, совпадающего с содержанием его трудовой деятельности. Поэтому доминирование деловых качеств, связанных со знанием своих обязанностей, переходящих в уверенность и способность принимать решение в типовых и экстремальных ситуациях, очевидно.
Разновидность поведения людей зависит от их социально-экономического статуса, от системы доминирующих ценностей, образцов и стандартов поддержания достигнутого уровня благосостояния и качества жизни у различных социальных групп. Вместе с тем можно
181
говорить о некоторых обобщенных этапах поведения людей в определенных ситуациях.
Так, адаптационно-приспособленческое поведение обнаруживает себя в фазе первичного вхождения каждого работника в производственный процесс, профессиональную среду, коллектив. В этом случае говорят о форсировании профессиональных навыков, привычек, опыта, а также усвоения значимых ценностей и эталонов поведения. Многие из нас относят этот этап к прошлому, считая его пройденным, но ситуация складывается так, что все мы сейчас находимся в стадии адаптационного поиска алгоритма своего поведения, так как переход к рыночной экономике сопряжен с процессами реорганизации и модерн'зации организационных структур, с пересмотром устоявшихся привычек, стандартов функционального поведения, с ломкой стереотипов восприятия многих привычных действий, характерных как для производства, так и для системы социально-психологических коммуникаций, возникающих в коллективе. Это осложняется спадом общественного настроения, которое мы сейчас наблюдаем, разочарованием, пассивностью. Рухнуло главное с психологической точки зрения - это чувство уверенности в завтрашнем дне. Данные исследования подтверждают, что 70% из числа опрошенных обеспокоены будущим. Среди факторов волнения доминирует боязнь потерять работу в. результате сокращения. Женщины более обеспокоены ожиданием такой перспективы (44%). В то же время это обстоятельство заставляет людей предупреждать подобную вероятность. Тем более, что каждый работник располагает достаточным набором средств социальной защиты. Среди них - личное отношение к труду, повышение квалификации и профессионального мастерства, поддержка новаций на производстве. Исследования отношения работников к труду, проведенные в 1991-1992 гг., выявили ряд проблем. Почти половина работников обследуемых предприятий трудится без особого желания, не прилагая должных усилий. На первое место выдвинулся такой мотив трудовой деятельности, как материальная заинтересованность. К сожалению, как и прежде, работники не чувствуют себя хозяевами предприятия. Материальные стимулы, заработная плата не способствуют этому. Сегодня от того, будет ли человек работать лучше или нет, жизнь его мало изменится. Это существенно сказалось на падении престижа профессионального труда. Многое связано с эффективностью использования знаний работников и их удовлетворенностью выполняемой работой: 67% опрошенных "не совсем удовлетворены работой в целом". Причины разные, и они связаны как с организацией и условиями труда, его мотивацией, так и со стимулированием и оценкой результатов деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.