Проблемы освоения нефтегазовых месторождений западной Сибири (доклады и сообщения научно-технической конференции), страница 77

В процессе трудовой деятельности каждый человек проходит через определенные стадии поведения, вырабатывая свой индиви­дуальный алгоритм, включая личностные ценности, установки, ори* В материалах использованы обобщенные данные социологических ис­следований 1990-1993 гг. Выборочная совокупность 800 работников подразделений ПО Уренгойгазпром.

180


ентиры, образцы и мотиваторы. Существующий в социологии ин­струментарий дает возможность наблюдать и фиксировать конкретное многообразие реальных поступков, явно или неявно связанных со статусно-ролевыми предписаниями, индивидуальными и групповыми интересами, проявляющимися в многочисленных формах вербального поведения. Они свидетельствуют о внутреннем мире работника, ко­торый находится в определенном отношении к процессу труда, формам и способам его организации, к своей профессиональной роли, в том числе о его намерениях, ориентациях, влечениях, эмоциональных состояниях и чувствах. С одной стороны, трудовое поведение отражает объективную необходимость, заданность в рамках производственной ситуации, с другой - оно достаточно свободно, многоальтернативно в создании иерархии мотивации.

В ходе различных социологических исследований изучались те условия и функциональные характеристики работников, которые определяют характер, способы и формы трудового поведения. А именно:

статусно-ролевые, определяющие возможность и качество при­менения профессиональных способностей;

профессиональные, характеризующие способ включения в про­изводственный процесс;

квалификационные, дающие представления о качестве про­фессиональных возможностей и степени профессиональных притя­заний, намерений и пределах реальных достижений;

культурологические, определяющие относительно устойчивые стандарты, образцы и мотивы поведения;

ценностно-нормативные установки, играющие роль внутреннего регулятора поведения.

В совокупности здесь речь идет об оценке деловых и личностных качеств работника, влияющих на формирование диапазона альтернатив трудового поведения. В целом это параметры функционального по­ведения человека, совпадающего с содержанием его трудовой де­ятельности. Поэтому доминирование деловых качеств, связанных со знанием своих обязанностей, переходящих в уверенность и способность принимать решение в типовых и экстремальных ситуациях, очевидно.

Разновидность поведения людей зависит от их социально-эко­номического статуса, от системы доминирующих ценностей, образцов и стандартов поддержания достигнутого уровня благосостояния и качества жизни у различных социальных групп. Вместе с тем можно

181


говорить о некоторых обобщенных этапах поведения людей в оп­ределенных ситуациях.

Так, адаптационно-приспособленческое поведение обнаруживает себя в фазе первичного вхождения каждого работника в производ­ственный процесс, профессиональную среду, коллектив. В этом случае говорят о форсировании профессиональных навыков, привычек, опыта, а также усвоения значимых ценностей и эталонов поведения. Многие из нас относят этот этап к прошлому, считая его пройденным, но ситуация складывается так, что все мы сейчас находимся в стадии адаптационного поиска алгоритма своего поведения, так как переход к рыночной экономике сопряжен с процессами реорганизации и мо­дерн'зации организационных структур, с пересмотром устоявшихся привычек, стандартов функционального поведения, с ломкой сте­реотипов восприятия многих привычных действий, характерных как для производства, так и для системы социально-психологических коммуникаций, возникающих в коллективе. Это осложняется спадом общественного настроения, которое мы сейчас наблюдаем, разоча­рованием, пассивностью. Рухнуло главное с психологической точки зрения - это чувство уверенности в завтрашнем дне. Данные ис­следования подтверждают, что 70% из числа опрошенных обеспокоены будущим. Среди факторов волнения доминирует боязнь потерять работу в. результате сокращения. Женщины более обеспокоены ожи­данием такой перспективы (44%). В то же время это обстоятельство заставляет людей предупреждать подобную вероятность. Тем более, что каждый работник располагает достаточным набором средств со­циальной защиты. Среди них - личное отношение к труду, повышение квалификации и профессионального мастерства, поддержка новаций на производстве. Исследования отношения работников к труду, про­веденные в 1991-1992 гг., выявили ряд проблем. Почти половина работников обследуемых предприятий трудится без особого желания, не прилагая должных усилий. На первое место выдвинулся такой мотив трудовой деятельности, как материальная заинтересованность. К сожалению, как и прежде, работники не чувствуют себя хозяевами предприятия. Материальные стимулы, заработная плата не способ­ствуют этому. Сегодня от того, будет ли человек работать лучше или нет, жизнь его мало изменится. Это существенно сказалось на падении престижа профессионального труда. Многое связано с эффективностью использования знаний работников и их удовлет­воренностью выполняемой работой: 67% опрошенных "не совсем удов­летворены работой в целом". Причины разные, и они связаны как с организацией и условиями труда, его мотивацией, так и со сти­мулированием и оценкой результатов деятельности.