физика, геофизика, инженер-геолога для определения физических свойств исследуемой среды по геолокационным параметрам;
математика и программиста для решений задач по обработке полевой информации, связанных с особенностями работ на различных объектах;
инженера-электронщика для постоянного обслуживания и ремонта сложной ГРЛ аппаратуры, эксплуатируемой в экстремальных условиях;
топографа-геодезиста для разбивки плановой и высотной привязки ГРЛ профилей.
Кроме того, в работе постоянно задействован технический персонал (операторы ГРЛ-станции, операторы ЭВМ и др.).
По мере накопления опыта в методике проведения геолокационных исследований с развитием программного обеспечения для
80
обработки и интерпретации данных различные задачи с применением специализированной серийной ГРЛ-аппаратуры смогут решать обученные пользователи.
© В.Ю. Кобычев
СРАВНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОВ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Кобычев В.Ю. (ЦНИПР ПО Уренгойгазпром)
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) как результат комплексного исследования является лишь в том случае действенным фактором охраны окружающей среды, если она находит отражение в планировании и законодательстве.
Включив процедуру ОВОС в систему подготовки принятия и реализации хозяйственных решений, общество получает возможность понимания экологических и других причин, связанных с ними, в том числе социальных и экономических, последствия политики, программ, планов, проектов строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, создания новой продукции, техники и технологий. Анализ фактических последствий воздействия на окружающую среду ранее принятых и реализованных решений дает возможность обеспечить обратную связь с изменением качества окружающей среды.
Постановления, указы и законы в ведущих странах мира начиная с 60-70-х годов составляются непосредственно на базе результатов исследований окружающей среды.
В методологии оценки воздействия на окружающую среду не в меньшей степени, чем при государственном регулировании, огромную роль играет историческое развитие стран. Из этого и вытекают основные различия в формулировании законов по охране окружающей среды. Единым для всех стран является стремление придать все большее значение комплексности проблем окружающей среды.
Методология оценки влияния на окружающую среду в ведущих странах мира опиралась до сих пор на пять основ:
защита чистоты воздуха от загрязнения и защита от шума;
81
охрана вод;
устранение отходов;
обхождение с веществами, вредными для окружающей среды;
охрана природы.
Таким образом учитывается комплексность нагрузки на окружающую среду, большое число антропогенных, часто трудно идентифицируемых веществ, которые самыми различными путями попадают в экологическую систему.
В последнее время образовывается новая, шестая основа - защита почв. Оценка воздействия на окружающую среду в этой области усложнена еще и потому, что многие механизмы воздействий еще недостаточно, что касается естественно-научных исследований, объяснимы.
Так, для США решающим является федеральный характер: контроль над окружающей средой и, соответственно, оценка воздействия на окружающую среду производятся на различных уровнях, с различной компетенцией.
В 1965 г. Лигой чистого воздуха были определены федеральные стандарты для движущихся источников в области защиты воздуха. Стандарты качества воздуха были определены Лигой на основе Акта о качестве воздуха (1967 и 1970 гг.), которые стали более жесткими после принятия Акта о чистоте воздуха 1977 г.
Похоже происходило развитие и законов в области загрязнения воздуха, хотя Федеральный кодекс не исключает более строгих требований отдельных штатов, например жесткие требования к отработанным (отходящим) газам в Калифорнии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.