Проблемы освоения нефтегазовых месторождений западной Сибири (доклады и сообщения научно-технической конференции), страница 54

Опыт строительства и эксплуатации трубопроводных систем в сложных физико-географических условиях свидетельствует о зна­чительном взаимном влиянии природной среды и магистральных га­зопроводов, являющихся элементами единой геотехнической системы (ГТС). Трубопроводы резко нарушают сложившееся в естественных условиях течение природных процессов, что нередко приводит к значительным эволюционным изменениям местности. Особенно это актуально для легко ранимых и практически невосстанавливающихся ландшафтов севера Западной Сибири. В свою очередь, эти изменения оказывают негативное влияние на техническое состояние МТ. Причем, чем несовершеннее проектирование, строительство и эксплуатация, тем шире спектр воздействия природных факторов, глубже их про­явление.

Поэтому методическое обеспечение проводимых исследований должно быть основано на рассмотрении трасс МТ как взаимодей­ствующих геологической и технической систем.

Процессы, идущие в трубопроводах ГТС, характеризуются слож­ными, многообразными взаимосвязями. Изучение параметров этих процессов отдельно друг от друга делает невозможным выявление инвариантных зависимостей взаимодействия МТ с окружающей средой, достоверную оценку и прогнозирование состояния линейной части.

Отечественный опыт диагностирования трубопроводов в сложных ФГУ показывает, что для достоверной оценки состояния трасс не­возможно, как это ни заманчиво, ограничиться каким-либо одним методом диагностирования. Это объясняется необходимостью наблю­дения и измерения качественно разнородных по физической природе признаков и параметров, а также теми ограниченными возможностями, которыми располагают существующие методы и средства. В связи с этим возникает проблема комплексирования методов оценки со­стояния трубопроводных ГТС.

136


Учитывая, что ни один из существующих методов не позволяет провести исчерпывающую оценку состояния МТ, ведущие зарубежные газотранспортные компании также твердо придерживаются концепции комплексного контроля состояния линейной части.

К сожалению, приходится отмечать, что в последнее время в отрасли наметилась тенденция механического копирования зару­бежного опыта диагностирования трубопроводных систем. При этом не учитываются существенные различия в структуре трубопроводного транспорта по диаметрам, природным условиям, уровню освоения территории прохождения трасс. Примером этого является чрезмерное "увлечение" внутритрубной диагностикой (несомненно, одним из весь­ма перспективных методов контроля МТ). Однако при этом совершенно необоснованно полагают, что она может снять все проблемы в оценке состояния отечественных трубопроводов. Кроме принципиальных ог­раничений этого метода пока еще существуют чисто технические трудности его применения, которое, с одной стороны, сдерживается вследствие "неимоверной дороговизны" обследования /1,37. Другой причиной является то, что они могут применяться только для от­носительно новых газопроводов. Кроме того, старые газопроводы, не оборудованные камерами приема-запуска, сваренные с подкладными кольцами, с неравнопроходными кранами и т.д., не приспособлены к внутритрубной диагностике. Поэтому ее внедрение в требуемом объеме возможно только после проведения реконструкции. Отметим также, что совершенно недостаточно разработано методическое обес­печение обработки результатов обследования, оценки и прогноза состояния линейной части по ее результатам.

Эффективное управление состоянием линейной части на основе диагностической информации требуют соблюдения определенных ус­ловий, организации и порядка проведения работ при ее получении.

Коротко суть предлагаемого подхода заключается в следующем [1,3]. Информацию о состоянии трубопроводных систем необходимо получать из результатов комплексных натурных обследований. При этом одним из основных принципов диагностирования трубопроводных ГТС в сложных ФГУ должно быть проведение работ от общего к частному, т.е. от региона и района до уровня потенциально опасного участка и контрольного сечения.