Сложные физико-географические условия района Западной Сибири (высокая заболоченность, развитая гидрографическая сеть, низкие температуры и т.д.), почти полное отсутствие или плохое состояние на некоторой части участков вдольтрассовых проездов значительно
137
затрудняют наземный контроль состояния действующих магистральных трубопроводов. При этом ограниченные материальные и трудовые ресурсы не позволяют охватить наземными работами всю трассу. Это предопределяет "очаговый" принцип распределения объемов работ и проведение контроля в первую очередь на потенциально опасных участках (ПОУ). В связи с этим возникает сложная проблема выявления на трассах МТ протяженностью в сотни и тысячи километров таких ПОУ.
Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что процессы взаимодействия МТ с окружающей средой идут на больших территориях, оперативно оценить их масштабы и состояние трубопроводных ГТС можно лишь на основе применения дистанционных, в первую очередь аэрокосмических методов (АКМ), позволяющих получать принципиально новую по качеству и полноте информацию не только в контрольных точках, но, что особенно важно, по всей трассе в целом [1,2,4].
Использование АКМ способствует повышению эффективности работ по диагностированию (мониторингу) трубопроводных ГТС, что выражается в улучшении качества выдаваемых рекомендаций, ускорении проведения исследований, совершенствовании организации и уменьшении их стоимости. Применение АКМ позволяет в определенной степени восполнить неизбежные пропуски информации о состоянии трубопроводных ГТС между участками наземных работ. Таким образом, контролем будет охвачена вся трасса трубопровода.
Аэрокосмические методы должны рассматриваться как составная часть комплексных исследований трубопроводных ГТС и дополняться определенным объемом разовых или режимно-диагностических наземных работ на потенциально опасных и эталонных участках.
Их основными задачами являются: проверка точности и надежности информации, получаемой с помощью аэрометодов и ее корректировка; получение дополнительной информации о параметрах элементов ГТС, которые недостаточно отражены в материалах аэросъемки или которые вообще невозможно определять с их помощью.
При выполнении наземных работ по всей трассе проводятся ландшафтно-индикационные исследования, осуществляется полевое дешифрирование материалов аэросъемок, визуальное наблюдение и наземное фотографирование характерных участков трассы, поиск утечек газа. При возможности осуществляется обследование МТ внут-ритрубными устройствами (коррозионное состояние, дефекты, утечки, геометрические параметры). На эталонных и потенциально опасных
138
участках проводятся: оборудование участка; инженерно-геологические, геокриологические и гидрогеологические исследования ; топографо-геодезические работы; режимные наблюдения за геодинамическими процессами; исследования параметров технического состояния МТ. Последние включают: измерения пространственного положения трубопровода геодезическими и негеодезическими методами, измерения параметров напряженно-деформированного состояния труб (магнитные, магнитно - акустические, тензометрические методы и др.); определение состояния и свойств металла труб линейной части; оценка состояния обвалования и балластировки, исследования коррозионного состояния и другие виды работ. Собирается информация по производительности, составу газа, технологическим параметрам.
Подобная организация работ, основанная на рациональном ком-плексировании аэрокосмических методов с необходимым объемом наземных исследований, позволяет значительно сократить сроки проведения работ, снизить их стоимость, повысить достоверность получаемой информации, облегчить работу исследователей в поле.
По результатам диагностирования трубопроводных ГТС, привлекая необходимую априорную информацию, оценивают состояние трассы и конкретных участков, используя вероятностные прочностные расчеты, определяют показатели конструктивной надежности потенциально опасных участков трубопровода, вырабатывают рекомендации по ремонту реконструкции или рациональной эксплуатации МТ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.