Проблемы освоения нефтегазовых месторождений западной Сибири (доклады и сообщения научно-технической конференции), страница 55

Сложные физико-географические условия района Западной Си­бири (высокая заболоченность, развитая гидрографическая сеть, низкие температуры и т.д.), почти полное отсутствие или плохое состояние на некоторой части участков вдольтрассовых проездов значительно

137


затрудняют наземный контроль состояния действующих магистральных трубопроводов. При этом ограниченные материальные и трудовые ресурсы не позволяют охватить наземными работами всю трассу. Это предопределяет "очаговый" принцип распределения объемов работ и проведение контроля в первую очередь на потенциально опасных участках (ПОУ). В связи с этим возникает сложная проблема выявления на трассах МТ протяженностью в сотни и тысячи километров таких ПОУ.

Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что процессы взаимодействия МТ с окружающей средой идут на больших тер­риториях, оперативно оценить их масштабы и состояние трубоп­роводных ГТС можно лишь на основе применения дистанционных, в первую очередь аэрокосмических методов (АКМ), позволяющих получать принципиально новую по качеству и полноте информацию не только в контрольных точках, но, что особенно важно, по всей трассе в целом [1,2,4].

Использование АКМ способствует повышению эффективности работ по диагностированию (мониторингу) трубопроводных ГТС, что выражается в улучшении качества выдаваемых рекомендаций, ус­корении проведения исследований, совершенствовании организации и уменьшении их стоимости. Применение АКМ позволяет в оп­ределенной степени восполнить неизбежные пропуски информации о состоянии трубопроводных ГТС между участками наземных работ. Таким образом, контролем будет охвачена вся трасса трубопровода.

Аэрокосмические методы должны рассматриваться как составная часть комплексных исследований трубопроводных ГТС и дополняться определенным объемом разовых или режимно-диагностических на­земных работ на потенциально опасных и эталонных участках.

Их основными задачами являются: проверка точности и на­дежности информации, получаемой с помощью аэрометодов и ее корректировка; получение дополнительной информации о параметрах элементов ГТС, которые недостаточно отражены в материалах аэросъ­емки или которые вообще невозможно определять с их помощью.

При выполнении наземных работ по всей трассе проводятся ландшафтно-индикационные исследования, осуществляется полевое дешифрирование материалов аэросъемок, визуальное наблюдение и наземное фотографирование характерных участков трассы, поиск уте­чек газа. При возможности осуществляется обследование МТ внут-ритрубными устройствами (коррозионное состояние, дефекты, утечки, геометрические параметры). На эталонных и потенциально опасных

138


участках проводятся: оборудование участка; инженерно-геологические, геокриологические и гидрогеологические исследования ; топографо-геодезические работы; режимные наблюдения за геодинамическими процессами; исследования параметров технического состояния МТ. Последние включают: измерения пространственного положения тру­бопровода геодезическими и негеодезическими методами, измерения параметров напряженно-деформированного состояния труб (магнит­ные, магнитно - акустические, тензометрические методы и др.); оп­ределение состояния и свойств металла труб линейной части; оценка состояния обвалования и балластировки, исследования коррозионного состояния и другие виды работ. Собирается информация по про­изводительности, составу газа, технологическим параметрам.

Подобная организация работ, основанная на рациональном ком-плексировании аэрокосмических методов с необходимым объемом на­земных исследований, позволяет значительно сократить сроки проведения работ, снизить их стоимость, повысить достоверность получаемой информации, облегчить работу исследователей в поле.

По результатам диагностирования трубопроводных ГТС, при­влекая необходимую априорную информацию, оценивают состояние трассы и конкретных участков, используя вероятностные прочностные расчеты, определяют показатели конструктивной надежности потен­циально опасных участков трубопровода, вырабатывают рекомендации по ремонту реконструкции или рациональной эксплуатации МТ.