Из динамики отказов технологических трубопроводных систем нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири и Крайнего Севера за последние 10 лет видно, что на трубопроводах и оболочковых конструкциях после 12... 15 лет эксплуатации начинается устойчивый рост потока отказов, причем основной объем приходится на разрушения, инициированные от конструктивных или технологических концентратов напряжений типа сварной шов. Анализ разрушений в этих случаях показал отсутствие дефектов технологии изготовления сварных швов и коррозионно-механических повреждений. Характер разрушения оценивался как квазихрупкий и хрупкий. В таких случаях можно говорить об усталости металла в зоне концентрации напряжений.
В районах с резкоконтинентальным климатом и Крайнего Севера такой характер разрушений начинает преобладать и наибольшая
128
интенсивность отказов приходится на осенне-весенний период, когда суточные перепады температур достигают ЗО...4О°С.
Каждое аварийное разрушение продуктопроводов, кроме больших материальных затрат, несет за собой экологические катаклизмы. Одним из путей снижения потоков аварийных разрушений на сварных конструкциях данного типа является внедрение средств и методов ранней диагностики металла конструкции в процессе эксплуатации для определения момента возможного зарождения макроразрушения протяженностью, достаточной для регистрации его существующими методами неразрушающего контроля (более 2,0 мм).
Существующие методы диагностики направлены, главным образом, на регистрацию уже имеющегося разрушения, но оценить степень опасности обнаруженного повреждения и спрогнозировать остаточный ресурс бывает очень сложно, так как часто не удается найти условия страгивания трещины в реальных конструкциях из пластичных материалов. Это связано с тем, что реальному материалу присуща совокупность характерных линейных масштабов, связанных с различными уровнями их структуры, микро- и макро- текстуры. Вопрос о необходимости учета структуры материалов при описании процессов деформирования и разрушения относятся к числу основных в механике разрушений.
Техническая диагностика сварных конструкций из сталей низкой и средней прочности при переменном нагружении должна представлять процесс регистрации степени накопленной поврежденности в диагностируемом объеме металла с выходом на текущие характеристики трещиностойкости и несущей способности. Поврежденность может быть представлена в виде любого несовершенства строения металла, дефекта, инородного включения или нарушения сплошности в контролируемом объеме.
Любому разрушению предшествует тот или иной уровень пластической деформации. В материале конструкции в процессе эксплуатации идет непрерывное накопление деформации, причем для различных участков конструкции различны предельные уровни деформаций и интенсивность ее накопления (например, металл зон сварного соединения имеет изначально различный уровень предельной деформации и интенсивность ее накопления). В сварном соединении из стали 09Г2С, выполненном ручной дуговой сваркой, значения односторонне накопленной пластической деформации за полуцикл нагружения в металле линии сплавления в 2 раза больше, чем
129
в металле зоны термического влияния и в 3,2... 3,8 раз выше, чем в основном металле.
При любом виде переменного нагружения в материале регистрируется петля пластического гистерезиса в координатах напряжение - деформация и процесс циклической ползучести. Наличие поврежденности стимулирует процессы пластической деформации в локальных объемах металла и приводит к росту параметров замкнутой петли пластического гистерезиса, площадь которой равна энергии, рассеянной в металле, а ширина - неупругой деформации за цикл. В свою очередь, развитие локальной пластической деформации приводит к увеличению плотности повреждений в единичном объеме металла. Суммарную поврежденность (П<) условно можно разбить на 2 уровня - наследственную плотность поврежденности <ПН ), обусловленную качеством металла конструкции, и приобретенное приращение плотности поврежденности (Пэ ) как функция от наследственной поврежденности, технологии передела металла при изготовлении конструкции и дальнейших условий эксплуатации. Алгоритм формирования поврежденности приведен на рис. 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.