В 1993 г. по заданию РАО "Газпром" подготовлена первая редакция Методических рекомендаций по применению материалов аэрокосмических съемок для диагностики состояния трубопроводных геотехнических систем.
Экспериментальной основой для решения научно-методических и конкретных практических задач применения АКМ в интересах трубопроводного транспорта послужили результаты проведения в течение ряда лет на трассах северных газопроводов комплекса лет-но-съемочных работ. В качестве примера приведем их некоторые результаты за последние годы.
Аэрофотосъемка участка Надым-Лонг-Юган проводилась в 1975, 1976, 1977, 1983 гг. с применением различных видов аппаратуры и пленок.
В 1987 г. были организованы и проведены аэросъемки трассы на участках Ямбург-Ныда-Надым-Лонг-Юган. При их планировании исходили из следующих соображений: первый залет должен был быть проведен сразу же после паводка; второй - в период максимального оттаивания мерзлоты накануне выпадения снега для получения информации об увлажнении грунтов вдоль трубопровода. Эти обстоятельства и определили сроки и аппаратурное обеспечение аэросъемок.
Первый залет был проведен в середине июля самолетом АН-30 МАКЛЭ. Съемка проводилась аэрофотоаппаратами MRB-15 "Карл Цейс" с высоты Н=1500 м на пленки СН-6, СН-8, СН-15, Т-42. Поскольку материал не предназначен для фотограмметрической обработки, для увеличения производительности допускались довороты между моментами экспозиции на угол до 10' и наклоны до 6 . Были сняты следующие участки: Ямбург-Елец (от Ямбурга до Надыма), Надым -Пунга (от Надыма до Лонг-Югана), Уренгой-Ужгород (от
146
Пангод до Ягельной). Масштаб аэронегативов 1:10000, разрешение на местности порядка 20-30 см.
Второй залет был проведен в середине сентября дистанционным зондировщиком ТУ-134 СХ Центра "Агроресурсы" с использованием топографического аэрофотоапиарата ТАФА, многозональной системы МСК-4 Народного предприятия "Карл Цейс" и мультиспектрального сканера М-897 фирмы "Матра", Франция.
Сканером М-897 проводились съемки в четырех каналах видимого диапазона и в двух каналах теплового диапазона с длинами волн 3-5 и 8-12 нанометров. Видеоизображение в цифровой форме записывалось на борту на магнитофон высокой плотности.
Аэросъемка проводилась в период, когда среднесуточная температура воздуха была близка к нулю градусов и температуры поверхностного слоя почвы выровнялись.
Были проведены съемки следующих участков трасс: Ямбург-Елец (на участке Ямбург-Надым) с высот Н=1000 и Н=2500 м, Надым-Пунга (на участке Надым-Лонг-Юган) с высоты Н=1000 м и проектируемая трасса Ямал-Центр (на участке Бованенково-Байдарацкая губа и Бованенково - КС-4) с высоты Н=1000 м.
На высоте Н=1000 м съемка проводилась ТАФА и М-897, на высоте Н=2500 м - МСК-4 и М-897 (на меньших высотах не успевает срабатывать компенсатор смаза МСК-4).
Съемка с высоты Н=1000 м проводилась при минимально возможной скорости (для обеспечения синхронизации скорости сканирования по строке и скорости перемещения от строк к строке). Разрешающая способность тепловой съемки 1- 1,5 м на местности (тепловая 0,2-0,3°С), аэрофотосъемки - 0,2-0,3 м.
Основной целью проведенных в 1988 г. аэросъемочных работ на трассе МГ Уренгой-Сургут-Челябинск являлось получение информации о состоянии геотехнической системы для фиксации происшедших изменений при измерительном дешифрировании с момента последней АФС (1984 г.).
Для обеспечения условий максимальной сопоставимости результатов было принято решение проводить аэрофотосъемку в августе 1988 г. Это обеспечило получение наиболее полной информации о составе и свойствах через индикацию растительности в период осенней "раскраски". Целесообразность проведения съемки в этой вегетационной фазе для решения поставленной задачи подтверждается проведенными исследованиями.
147
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.