Прогнозированию работоспособности линейной части на стадии эксплуатации принадлежит особая роль. Оно не только позволяет предупредить возможные отказы и непредвиденные достижения предельных состояний, но и организовать процесс ее эффективного функционирования. Поэтому оно должно рассматриваться как важная часть системы управления процессами эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
При эксплуатации линейной части магистральных трубопроводов для решения вопроса о необходимости проведения ремонтных работ требуется определить целесообразность (нецелесообразность) проведения ремонта лишь на отдельных (потенциально опасных) участках трубопровода: участках, находящихся в непроектном положении; проходящих по районам с высокой геодинамической активностью; подверженных коррозии и т.п.
Использование традиционного подхода, заключающегося в сравнении действующих в трубопроводе напряжений с допустимыми, для обоснования целесообразности проведения ремонта на потен-
139
циально опасных участках явно недостаточно. Во-первых, у потенциально опасных участков в процессе эксплуатации изменяется расчетная схема и поэтому требуется учитывать возможность появления различных предельных состояний (типа отказов), а, во-вторых, более полное отражение действительных условий эксплуатации (что для таких участков крайне важно) неизбежно влечет за собой вероятностные представления о предельных состояниях трубопровода и нагрузках, действующих на него. Именно поэтому критерии прогнозирования ремонтных работ на ПОУ трубопроводов должны так или иначе основываться на количественных показателях их механической (конструктивной) надежности.
Одним из подходов, который позволяет наиболее полно решать задачи прогнозирования ремонта линейной части трубопровода, является определение долговечности ее отдельных элементов, однако его применение требует обширных и, к сожалению, не всегда еще осуществимых экспериментальных исследований.
Поэтому предлагается использовать другой подход (не менее общий), суть которого заключается в следующем. По результатам анализа априорных данных и геотехнической информации о трассе трубопровода выявляются потенциально опасные участки, проводятся их обследования. Далее на основе вероятностных прочностных расчетов определяются те или иные показатели механической надежности ПОУ в фиксированные моменты времени эксплуатации, которые соответствуют времени их натурного обследования (только они и могут быть рассчитаны по данным обследования трубопровода). В результате получают зависимости изменения этих показателей во времени, которые и используют для прогнозирования ремонтных работ на участке.
В качестве критерия прогнозирования ремонта может выступать уровень вероятности безотказной работы (ВБР) трубопровода, величина которого в исследуемой области в отличие от коэффициента запаса изменяется достаточно быстро. Отметим вместе с тем, что его применение требует определения начальной (проектной) ВБР участка и установления (обоснования) минимально допустимого уровня ВБР, при достижении которого необходимо проведение ремонтных работ. Определение проектной надежности уже эксплуатируемых трубопроводов не всегда возможно, а минимально допустимый уровень ВБР можно обосновать только с привлечением дополнительных экономических критериев.
140
И тем не менее, построение зависимости изменения действительной вероятности неразрушения участка трубопровода во времени позволяет, с одной стороны, использовать сравнительные оценки величины ВБР (избегая тем самым сопоставления полученной надежности участка с проектной), а с другой стороны, дает возможность, используя нелинейность зависимости между показателями механической надежности и параметрами внешних воздействий потенциально опасных участков, ограничиться при принятии решения привлечением дополнительного наглядного критерия в виде градиента изменения уровня ВБР за прошедший и прогнозируемый периоды времени.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.