АФС трассы проводилась с вертолета МИ-8 через люк внешней подвески малоформатным фотоаппаратом типа А-39 с фокусным расстоянием 100 мм, который монтировался на специально изготовленную раму. На всех участках АФС выполнялась в масштабе 1:5000 одним маршрутом вдоль оси газопроводов на черно-белую пленку Т-42 и спектрозональную типа СН-6М, применение которой обеспечило получение дополнительной информации.
В 1989 г. с борта вертолета МИ-8 выполнена видеосъемка трассы газопроводов НВ ГПЗ-Парабель и Парабель-Кузбасс. Съемка проводилась комплектом видео- и фотоаппаратуры (две видеокамеры и малоформатный аэрофотоаппарат типа РА - 39). Аэрофотосъемка носила вспомогательный, дублирующий характер. Получение основного объема информации о состоянии трассы обеспечивалось видеокамерами, одна из которых использовалась для панорамной съемки. Использование материалов съемки двумя камерами в надир и в перспективу создало оптимальные условия для проведения дешифрирования имеющихся материалов АФС.
В 1990 и 1991 гг. по заказу фирмы "Экотех" самолетом-лабораторией АН-30 НПК "Аэросъемка" проводились аэрофотосъемки трасс газопроводов на участке Ямбург-Ныда и конденсатопровода Ямбург-Новый Уренгой. Съемка проводилась топографическим АФА на черно-белую и спектрозональную пленки в масштабе 1: 10000. Отдельные участки снимались камерой LMK с компенсатором смаза в масштабе 1:5000 на пленку СН-15. К сожалению, из-за недостатка финансирования съемки проводились "попутно" и не всегда удавалось снять все нитки газопроводов.
В это же время проведена видеосъемка газопровода Уренгой-Сургут-Челябинск на участке ГКС-КС01 и конденсатопровода Ямбург-Новый Уренгой.
В октябре 1991 г. на некоторых трассах трубопроводов Западной Сибири проводились аэросъемочные работы с использованием летающей лаборатории на базе самолета ИЛ-18 ЖЛИИП-ИРЭ. Были выполнены аэрофото-, радиолокационная и СВЧ-радиометрическая (микроволновая) съемки трасс.
Радиолокационная съемка (РЛС) является активным средством зондирования, основанным на использовании отражения зондирующих сигналов, излучаемых передатчиком РЛС от земной поверхности.
РЛС позволяет выполнять съемку местности независимо от времени суток, года и метеоусловий. В зависимости от состояния
148
подстилающей поверхности (сухая, увлажненная, заснеженная) возможно некоторое подпочвенное зондирование поверхности. Хорошо выделяются всплывшие участки газопровода. Для РЛС использовалась радиолокационная станция бокового обзора (РБО) с синтезированной апертурой. Основные характеристики проведенной съемки: диапазон - 10 см; рабочая высота съемки - 6000 м; полоса обзора - 18-20 км; скорость носителя при съемке - 450±50 км/ч; предельный угол сноса ±7°. Разрешающая способность на местности (элементарная площадка) - 15 м. Минимальный обнаженный участок - 3-5 м.
Микроволновая съемка основана на возможности измерения с помощью радиометров, установленных на самолетах, поляризации и интенсивности собственного радиотеплового излучения земной поверхности, акваторий и техногенных образований в микроволновом диапазоне (MB) Я = 0,1..30 см. Интенсивность излучения в МВ-диапазоне ниже, чем в ИК, поэтому съемочные материалы имеют более низкую разрешающую способность. В то же время микроволновые съемки позволяют проводить наблюдения сквозь облачный покров.
Съемка аэрофотоаппаратом 41/20 проводилась на участках без облачности на черно-белую пленку Тип-42 и спектрозональную СН-10. Однако метеоусловия были крайне неблагоприятными.
Определение местоположения самолета в момент съемок проводилось двумя навигационными системами: инерциальной и спутниковой, которые дают пространственные координаты самолета с точностью 10-15 м. Точность измерения протяженности участков трассы, например всплывших, может составить несколько метров.
Опыт проведенных аэросъемочных работ показывает, что в целом, после небольших доработок, на базе самолета может быть создана автоматизированная летающая лаборатория по диагностике трубопроводных геотехнических систем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.