Однако чудес не бывает! Авторам, специализировавшимся более 15 лет в области применения АКМ в интересах трубопроводного транспорта, совершенно очевидна невозможность получения быстрого положительного эффекта при смене объектов приложения, а тем более при переходе на такие специфические уникальные объекты, как трассы северных трубопроводов. Невозможность быть специалистом по аэрокосмическим методам "вообще" (слишком широк круг возникающих специфических проблем научно-методического и технического характера) предопределила специализацию научных организаций по областям приложения, например: "Леспроект" - применение аэрокосмических методов в лесотаксации, "Агроресурсы" -в сельском хозяйстве, "Аэрогеология" - оценка перспектив поиска полезных ископаемых, ГЦ "Природа" - обновление топографических карт и т.д. Вообще же организаций, занимающихся аэрокосмосом, в СНГ насчитывается более 500.
Наш многолетний опыт применения дистанционного зондирования свидетельствует о том, что АК-данные могут быть эффективно использованы для оценки состояния трубопроводных ГТС и прогноза
144
его изменения при условии, если они будут целенаправленны и удобны для практического использования, что достигается правильным решением методических проблем проведения АКС, дешифрирования и анализа его результатов.
Отсутствие у претендентов на проведение АКС трасс трубопроводов специального методического обеспечения и необходимого опыта его применения приведет к завышению стоимости работ, получению недостоверных результатов и объективно может дискредитировать идею о необходимости применения АКС в интересах трубопроводного транспорта.
Создание методического обеспечения процессов получения, обработки и интерпретации аэрокосмической информации в интересах трубопроводного транспорта - длительный, дорогостоящий, наукоемкий процесс, потребовавший проведения комплекса теоретических и широкомасштабных экспериментальных летно-съемочных и подполетных наземных исследований на трассах строящихся и действующих магистральных трубопроводов и специальных полигонах в течение многих лет.
Впервые систематическое изложение концепции применения аэрокосмических методов к решению проблем диагностики трубопроводных геотехнических систем приведено в /1/. Дальнейшее развитие она получила в ряде статей и работах [1,Ъ,(Ц, где даются конкретные примеры использования метода повторных аэросъемок для трасс газопроводов Западной Сибири.
В настоящее время в отрасли действуют утвержденные РАО "Газпром" Методические рекомендации по прогнозированию ремонта и реконструкции магистральных трубопроводов на основании материалов аэрокосмических съемок трасс [4], в которых на основе системного подхода изложены общие принципы организации и проведения работ по определению закономерностей взаимодействия магистральных трубопроводов с окружающей средой с использованием материалов аэрокосмических съемок трасс.
В Рекомендациях приведены методические основы комплексного применения различных видов АКС и наземных работ для решения задач диагностики магистральных трубопроводов, в первую очередь - для прогнозирования разрушения обвалования в различных природных условиях. Даны практические рекомендации по выбору вида съемок, масштаба, типов аппаратуры и пленок, способа обработки полученных материалов и т.д. В части применения АКС Рекомендации
145
носят многоцелевой характер и поэтому до разработки специальных инструкций могут быть использованы при решении различных задач.
Описаны виды и средства проведения наземных работ на эталонных участках. Особое внимание уделено вопросам природно-тер-риториального районирования и выявления зон геодинамической активности на трассах газопровода. Кратко изложены методы математической обработки результатов дешифрирования АКС и наземных работ.
Методические рекомендации иллюстрируются практическими результатами применения предлагаемого подхода на конкретных трассах Западной Сибири.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.