, (2)
т.е. при выборе по предписанию
наименьших квадратов с учетом весов
. Приравнивая
частную производную
из (2) по
нулю, получаем
. (3)
Оценка называется средней взвешенной
оценкой. Несложно показать [1,2], что математическое ожидание и дисперсия
оценки
соответственно равны:
;
.
Таким образом, оценка является несмещенной, а ее вес равен
сумме весов усредняемых результатов. В [1] показано, что данная оценка эффективна.
Для нахождения оценки
параметра продифференцируем (1) по
и приравняем производную нулю. Из
получающегося уравнения вычисляем:
.
Аналогично случаю равноточных
измерений вместо используем его оценку
максимального правдоподобия (3), тогда:
. (4)
Оценка является смещенной; для ликвидации ее смещенности вводится поправочный множитель
. (5)
Построение доверительного
интервала для величины основано на том, что
величина
распределена по закону Стьюдента с степенями
свободы. Поэтому доверительный интервал для истинного значения
будет
, (6)
где – число из таблицы
распределения Стьюдента, соответствующее заданному уровню значимости
и числу степеней свободы
.
Аналогично дробь
,
распределена по закону с
степенями свободы; и доверительным
интервалом для параметра
будет
, (7)
где и
–
числа из таблицы
-распределения,
соответствующие заданной даверительной вероятности и числу степеней свободы
.
Двенадцать студентов измеряли
сопротивление проводника R одним
и тем же способом. Каждый студент провел различное количество наблюдений,
подсчитал выборочное среднее значение собственных наблюдений и записал его. Результаты измерений
приведены в таблице 1. Считая отдельные наблюдения всех студентов равноточными
и независимыми, оценить значение сопротивления проводника и точность его
определения, используя результаты измерений выборочного среднего всеми
студентами.
Таблица 1.
Номер ст-та j |
Среднее значение сопротивления |
Число наблюдений |
Вес измерения |
|
|
1 |
12.208 |
3 |
0.231 |
0.0480 |
0.009994 |
2 |
12.476 |
4 |
0.308 |
0.1466 |
0.069785 |
3 |
12.193 |
11 |
0.876 |
0.1691 |
0.032630 |
4 |
12.306 |
7 |
0.538 |
0.1646 |
0.050376 |
5 |
12.691 |
6 |
0.462 |
0.3192 |
0.220596 |
6 |
12.794 |
13 |
1.000 |
0.7940 |
0.630436 |
7 |
11.660 |
5 |
0.385 |
-0.1309 |
0.044506 |
8 |
12.481 |
8 |
0.615 |
0.2958 |
0.142287 |
9 |
13.363 |
4 |
0.308 |
0.4198 |
0.572193 |
10 |
13.025 |
9 |
0.692 |
0.7093 |
0.727033 |
11 |
12.867 |
12 |
0.923 |
0.8002 |
0.693809 |
12 |
12.717 |
10 |
0.769 |
0.5707 |
0.395334 |
Сумма |
7.107 |
4.3064 |
3.588979 |
Если предположить, что
отдельные наблюдения у всех студентов не имеют систематических погрешностей,
т.е. ошибки измерений распределены по нормальному закону с нулевым
математическим ожиданием и неизвестной дисперсией ,
то подсчитанные ими средние значения
будут уже
неравноточными, т.к. студенты провели различное число наблюдений. Поэтому при
расчете оценок неизвестных параметров R и
выборочные средние
должны использоваться с учетом весов
измерений
, которые теория рекомендует выбирать
обратно пропорциональными дисперсиям соответствующих погрешностей результатов
измерений. В данном случае в качестве весов можно выбрать значения,
пропорциональные объему выборок
в сериях.
Для удобства расчетов веса
отнормированы к значению максимального из
, они приведены в таблице в столбце
.
В данном случае для решения
задачи необходимо воспользоваться результатами раздела 1.1. Оценки неизвестных
параметров R и находятся из выражений (3)
и (5), но для удобства их вычислений на калькуляторе рекомендуется заменить их
на эквивалентные формулы (3а) и (5а), выбрав надлежащим образом величину
, например
.
(3a)
(5a)
Из (3a) и (5a) находим ;
;
.
Теперь построим доверительные
интервалы для и
.
Выберем доверительную вероятность, равной
,
тогда для числа степеней свободы
по таблице
распределения Стьюдента находим
. Подставляя
значение точечной оценки
и величины
в (6), вычисляем
. Для тех же самых
и
по
таблице распределения
находим два числа
и
и
подставляем их в (2) (см. Ч.II). Получаем доверительный интервал для
параметра
:
.
Тогда доверительный интервал для
равен:
.
При совместных измерениях неизвестные значения искомых параметров находят из решения системы уравнений, связывающей эти параметры с величинами, измеряемыми непосредственно. Из всего многообразия систем уравнений аналитические решения в общем случае можно выписать только для линейных систем. Поэтому сначала рассмотрим методы обработки экспериментальных данных, когда искомые параметры определяются в результате решения линейных уравнений, а далее проанализируем нелинейный случай.
Пусть имеется линейная система уравнений:
где
–
искомые неизвестные параметры;
измеряемые значения величин;
– величины, значения которых точно
известны.
Перепишем данную систему в виде
,
. (1)
Будем считать, что уравнения
(1) выполняются точно, однако значения измеряются
с погрешностями, то есть мы наблюдаем искаженные погрешностями величины
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.