, (2)
т.е. при выборе по предписанию наименьших квадратов с учетом весов . Приравнивая частную производную из (2) по нулю, получаем
. (3)
Оценка называется средней взвешенной оценкой. Несложно показать [1,2], что математическое ожидание и дисперсия оценки соответственно равны:
; .
Таким образом, оценка является несмещенной, а ее вес равен сумме весов усредняемых результатов. В [1] показано, что данная оценка эффективна.
Для нахождения оценки параметра продифференцируем (1) по и приравняем производную нулю. Из получающегося уравнения вычисляем:
.
Аналогично случаю равноточных измерений вместо используем его оценку максимального правдоподобия (3), тогда:
. (4)
Оценка является смещенной; для ликвидации ее смещенности вводится поправочный множитель
. (5)
Построение доверительного интервала для величины основано на том, что величина
распределена по закону Стьюдента с степенями свободы. Поэтому доверительный интервал для истинного значения будет
, (6)
где – число из таблицы распределения Стьюдента, соответствующее заданному уровню значимости и числу степеней свободы .
Аналогично дробь
,
распределена по закону с степенями свободы; и доверительным интервалом для параметра будет
, (7)
где и – числа из таблицы -распределения, соответствующие заданной даверительной вероятности и числу степеней свободы .
Двенадцать студентов измеряли сопротивление проводника R одним и тем же способом. Каждый студент провел различное количество наблюдений, подсчитал выборочное среднее значение собственных наблюдений и записал его. Результаты измерений приведены в таблице 1. Считая отдельные наблюдения всех студентов равноточными и независимыми, оценить значение сопротивления проводника и точность его определения, используя результаты измерений выборочного среднего всеми студентами.
Таблица 1.
Номер ст-та j |
Среднее значение сопротивления |
Число наблюдений |
Вес измерения |
||
1 |
12.208 |
3 |
0.231 |
0.0480 |
0.009994 |
2 |
12.476 |
4 |
0.308 |
0.1466 |
0.069785 |
3 |
12.193 |
11 |
0.876 |
0.1691 |
0.032630 |
4 |
12.306 |
7 |
0.538 |
0.1646 |
0.050376 |
5 |
12.691 |
6 |
0.462 |
0.3192 |
0.220596 |
6 |
12.794 |
13 |
1.000 |
0.7940 |
0.630436 |
7 |
11.660 |
5 |
0.385 |
-0.1309 |
0.044506 |
8 |
12.481 |
8 |
0.615 |
0.2958 |
0.142287 |
9 |
13.363 |
4 |
0.308 |
0.4198 |
0.572193 |
10 |
13.025 |
9 |
0.692 |
0.7093 |
0.727033 |
11 |
12.867 |
12 |
0.923 |
0.8002 |
0.693809 |
12 |
12.717 |
10 |
0.769 |
0.5707 |
0.395334 |
Сумма |
7.107 |
4.3064 |
3.588979 |
Если предположить, что отдельные наблюдения у всех студентов не имеют систематических погрешностей, т.е. ошибки измерений распределены по нормальному закону с нулевым математическим ожиданием и неизвестной дисперсией , то подсчитанные ими средние значения будут уже неравноточными, т.к. студенты провели различное число наблюдений. Поэтому при расчете оценок неизвестных параметров R и выборочные средние должны использоваться с учетом весов измерений , которые теория рекомендует выбирать обратно пропорциональными дисперсиям соответствующих погрешностей результатов измерений. В данном случае в качестве весов можно выбрать значения, пропорциональные объему выборок в сериях.
Для удобства расчетов веса отнормированы к значению максимального из , они приведены в таблице в столбце .
В данном случае для решения задачи необходимо воспользоваться результатами раздела 1.1. Оценки неизвестных параметров R и находятся из выражений (3) и (5), но для удобства их вычислений на калькуляторе рекомендуется заменить их на эквивалентные формулы (3а) и (5а), выбрав надлежащим образом величину , например .
(3a)
(5a)
Из (3a) и (5a) находим ; ; .
Теперь построим доверительные интервалы для и . Выберем доверительную вероятность, равной , тогда для числа степеней свободы по таблице распределения Стьюдента находим . Подставляя значение точечной оценки и величины в (6), вычисляем . Для тех же самых и по таблице распределения находим два числа и и подставляем их в (2) (см. Ч.II). Получаем доверительный интервал для параметра : . Тогда доверительный интервал для равен: .
При совместных измерениях неизвестные значения искомых параметров находят из решения системы уравнений, связывающей эти параметры с величинами, измеряемыми непосредственно. Из всего многообразия систем уравнений аналитические решения в общем случае можно выписать только для линейных систем. Поэтому сначала рассмотрим методы обработки экспериментальных данных, когда искомые параметры определяются в результате решения линейных уравнений, а далее проанализируем нелинейный случай.
Пусть имеется линейная система уравнений:
где – искомые неизвестные параметры; измеряемые значения величин; – величины, значения которых точно известны.
Перепишем данную систему в виде
, . (1)
Будем считать, что уравнения (1) выполняются точно, однако значения измеряются с погрешностями, то есть мы наблюдаем искаженные погрешностями величины
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.