Оценка параметров генеральной совокупности связана с тем, чтобы связывать выборочную и фактическую совокупности. В ходе сбора информации возможны отклонения от запроектированной выборки, поэтому для оценки качества данных, собранных с помощью массового выборочного опроса были рассчитаны следующие показатели:
1) Для расчетов выбран 8-й вопрос анкеты для массового опроса «Покупали ли Вы когда-нибудь кровельные материалы из металла?». По результатам ответов на данный вопрос рассчитана фактическая выборочная дисперсия по формуле (7):
σ² = p*q = 042*0,58 = 0,2436 (7) где p – доля, ответивших на вопрос «да»,
q – доля, ответивших на вопрос «нет».
2) С учетом полученной дисперсии рассчитана ошибка выборки по формуле (8):
; = 0,09 (8)
где σ² - выборочная дисперсия;
n – разведочная совокупность;
N – генеральная совокупность.
Фактическая ошибка (9%) > предельной ошибки (5%).
Поскольку в данной работе исследуется не вся выборка, а только разведочная совокупность, то расчетная ошибка выборки 9% является допустимой.
3) Расчет выборки (с учетом рассчитанных значений дисперсии и ошибки выборки) осуществляется с помощью формулы (3):
= (9)
где t – коэффициент доверия;
σ² - выборочная дисперсия;
∆- ошибка выборки;
N – величина генеральной совокупности.
Полученная величина выборки (150чел.) меньше проектной величины (335 чел.). Следовательно, нет необходимости дополнять исследования.
При проведении экспертных опросов для проверки качества данных рассчитывается коэффициент конкордации – согласованности мнения экспертов.
Так как опрашиваемые нами эксперты являются однородными (один уровень образования, стаж работы на рынке и занимаемая должность), то расчет коэффициента компетентности экспертов является нецелесообразным.
При обработке информации, полученной в результате экспертного опроса, в таблице 3.1 были подсчитаны рыночные квоты для фирм, занимающихся продажей металлических кровельных материалов. В таблице 3.2 применили метод использования рангов согласно оценке экспертов.
Таблица 3.1 - Рыночные квоты
Номер эксперта |
Название предприятия |
К весомости |
|||||
Ижторгметалл |
Металл-комплект |
Металл-профиль |
Центр металлокровли |
Можга-профиль |
Метком |
||
№1 |
0,40 |
0,32 |
0,12 |
0,07 |
0,05 |
0,04 |
0,93 |
№2 |
0,38 |
0,34 |
0,09 |
0,08 |
0,06 |
0,05 |
0,86 |
№3 |
0,36 |
0,30 |
0,15 |
0,06 |
0,07 |
0,06 |
0,80 |
Средняя взвешенная |
0,381 |
0,320 |
0,119 |
0,070 |
0,059 |
0,049 |
0,998 |
Принятая |
0,38 |
0,32 |
0,12 |
0,07 |
0,06 |
0,05 |
1 |
Таблица 3.2 - Распределение рангов
Фирма |
Эксперт |
λ1 |
Рейтинг λ1 |
λобщ |
||
1 |
2 |
3 |
||||
Ижторгметалл |
6 |
6 |
6 |
18 |
6 |
18 |
Центр кровли «Металл-комплект» |
5 |
5 |
5 |
15 |
5 |
15 |
Металл-профиль |
4 |
3 |
2 |
9 |
3 |
9 |
Центр металлокровли |
2 |
4 |
4 |
10 |
3 |
9 |
Можга-профиль |
3 |
2 |
3 |
8 |
2 |
6 |
Метком |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
Итого |
21 |
21 |
21 |
63 |
6 |
60 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.