Избранные вопросы по пульмонологии детского возраста: Монография, страница 6

К 10-12 годам заканчивается оформление рецепторного аппарата  гортани – его трех рефлексогенных зон. Нижний этаж гортани (внутренняя  поверхность перстневидного хряща) вместе с рецепторами суставно-мышечного аппарата гортани обеспечивает акт  фонации. При сокращении голосовых складок, натяжении суставных сумок, движении хрящей   гортани во время фонации рецепторы сигнализируют в центральную нервную систему о состоянии голосового аппарата. Существует тесная функциональная связь между гортанью и мягким небом. Изменение  мягкого неба вызывает изменение положения голосовых складок. У детей с патологией мягкого неба (расщелины, парезы и параличи) бывает нарушена и фонаторная функция гортани.

Основная окраска детского голоса – его «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества. Из «серебристого» он постепенно становится насыщенным, обретает полноту звучания, приобретает «металлический» оттенок.

Развитие голоса у детей делят на четыре периода: 1) дошкольный – до 7 лет, 2) домутационный – от 7 до 13 лет, 3) мутационный – от 13 до 15 лет, 4) послемутационный – от 15 до 17 лет.

Одним из условий правильного, нормального формирования голоса у ребенка является пение в рамках возрастного диапазона.

Изменения  в голосовом аппарате мальчиков происходят параллельно с ростом гортани, выражается в изменении тембра голоса  и его диапазона. Высокий детский певческий голос – дискант чаще переходит в бас, а низкий – в тенор или баритон. Мутационный период может длиться несколько недель или месяцев, а иногда и лет. Чаще всего он составляет один год. И после мутации гортань ребенка растет, но это не влияет на его голос. У часто болеющих мальчиков, слабо развитых физически запаздывает  половое развитие, голосовой аппарат формируется слабым,  голос бывает инфантильным.

Одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, которые способствуют планомерному развитию голосового аппарата. Пение укрепляет голосовые складки, формирует их функциональные особенности, тренирует музыкальную память, вырабатывает певческие навыки. Пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. Воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса основывается на законах  возрастной физиологии. Правильное пение  способствует нормальному развитию органов дыхания, сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Пение развивает и тренирует слуховой анализатор, а слуховые ощущения влияют на мышечную чувствительность, которая  необходима для качественного развития голоса. Одно из важных условий нормального формирования голосового аппарата – закаливание и физическое воспитание детей и подростков. Лучшие средства закаливания – воздух, солнце и вода.

Гортань, регулируя функцию внешнего дыхания, влияет на наполнение альвеол воздухом, кровенаполнение полостей сердца.

Количество необходимого воздуха, поступающего в нижние дыхательные пути, регулируется рефлекторно, путем сужения или расширения голосовой щели.

Защитным механизмом гортани является  рефлекторный кашель (форсированный выдох), способствующий эвакуации посторонних примесей во вдыхаемом воздухе.

Гортань имеет собственную лимфаденоидную  ткань, которая выполняет защитную (барьерную) функцию.

Сложная речевая функция гортани регулируется влиянием коры головного мозга. Речь ребенка формируется  благодаря функционированию слухового анализатора и составляет деятельность второй сигнальной системы.

Трахея у детей элипсообразная, в ней  мало эластических волокон, хрящи  мягкие, задняя перепончатая часть относительно  широкая. В слизистой  оболочке трахеи много кровеносных и лимфатических  сосудов, слизистых желез. Трахея наиболее интенсивно растет от 6 мес. до 14-16 лет. Трахея у детей располагается выше (на уровне IV шейного позвонка), чем у взрослых. Позади трахеи  расположен пищевод.

Бронхи к рождению уже сформированы.  Правый бронх более короткий и широкий. У детей раннего возраста правый и левый бронх расходятся под одинаковым углом. С возрастом бронхи растут, удлиняются и расширяются. К концу  1 года жизни  нарастает мышечный слой бронхов, к 7 годам завершается ветвление бронхов. В бронхиальном дереве различают: главные, долевые, субдолевые, дольковые, сегментарные, субсегментарные, и терминальные бронхи. Количество сегментарных  бронхов у детей и взрослых  одинаковое, с 6 мес. увеличивается количество  «мышечных» бронхов.  У детей раннего возраста в бронхах выражены гиалиновые  хрящи, гладкие мышцы относительно слабые, слизистая  оболочка тонкая, в ней много желез и сосудов. С 3 лет число эластических  волокон увеличивается, гиалиновые пластинки постепенно  уменьшаются к 10-14  годам.

1.5.Основные особенности строения, легочной ткани у детей.

Рост легких у детей идет непрерывно и преимущественно за счет альвеолярного объема. По Гундобину масса легких у новорожденного составляет 1/54 массы тела, к 6 мес. увеличивается в 2 раза, к  году -  в  3 раза,  к 12 годам – в 10 раз. У новорожденных объем легкого составляет 65-67 мл.,  в 8  лет -   500 мл. С возрастом постепенно увеличиваются  размеры альвеол. В легких новорожденного хорошо развита рыхлая соединительная ткань, мало  эластичных волокон, больше коллагена.  Рыхлая соединительная  ткань располагается преимущественно в междольковых  перегородках, то есть там где мало эластических  волокон. В стенках альвеол обнаруживаются гладкие мышечные  волокна. Основная структурная единица легкого – ацинус, который состоит из респираторных бронхиол I, II, III порядка, у детей они  имеют широкие просветы, содержат мало альвеол. Усиленный рост ацинусов наблюдается  в возрасте от 6 до 25 лет. Легкие имеют сегментарное строение, в правом и левом легком по 10 сегментов. Легочная ткань и сегменты растут интенсивно в первые 7 лет жизни ребенка, к 15-20 годам их рост замедляется. В верхней доле правого легкого -  3 сегмента (1,2,3), в средней – два (4,5); в нижней – пять (6.7,8.9,10). Легкие имеют сегментарное строение (рис.4). В верхней доле левого легкого -  три сегмента (1,2,3); в нижней – пять  (6,7,8,9,10), в язычке легкого – два (4 и 5).