Избранные вопросы по пульмонологии детского возраста: Монография, страница 28

-  повышенная психическая и физическая утомляемость;

-  отставание в физическом и нервно-психическом развитии;

-  деформации грудной клетки;

-  концевые фаланги в виде «барабанных палочек»», ногти в виде  «часовых стекол»;

-  аппетит снижен;

-  кожные покровы бледные, анемичные, кожа сухая, гипертрихоз;

-  повышенная потливость;

-  проявление гиповитаминоза – трещины у краев губ, глоссит, ихтиоз, проявления атопического дерматита;

-  поверхностная венозная сеть на груди и спине – положительный симптом Филатова – визуальный;

-  синдром дыхательной недостаточности (ДН) – цианоз носогубного треугольника, акроцианоз и одышка при физической нагрузке и в покое;

-  у больного упорный кашель с гнойной мокротой, особенно утром, полным ртом, мокрота с гнилостным запахом.

Особенно "богатая" клиника бывает при поражении бронхоэктазами нижней доли левого легкого. В этом случае при перкуссии определяется укорочение перкуторного звука, аускультативно выслушивается ослабленное дыхание, разнокалиберные влажные хрипы с постоянной локализацией. Хрипы могут быть трескучими, по типу «пулеметной очереди». Часто выслушиваются  и сухие хрипы в интактных областях и на противоположной стороне, что объясняется  распространенностью эндобронхита за пределы основного процесса. Нередко у этих больных, особенно при наслоении ОРВИ, слышны дистанционные хрипы и диагностируют бронхообструктивный синдром.

Рентгенологически в период обострения ХП определяется эмфизема легких, перибронхиальная и периваскулярная инфильтрация, очаговые и сегментарные тени, деформация легочного рисунка.

Бронхоскопически при обострении ХП (бронхоэктазы) наблюдается распространенный гнойный эндобронхит. Бронхографически определяется  деформирующий бронхит, с умеренными цилиндрическими бронхоэктазами.

В настоящее время в диагностике ХП используют метод компьютерной томографии. 

В клиническом анализе крови при обострении ХП повышается СОЭ, наблюдается лейкоцитоз, нейтрофилез,  выявляются белки острой фазы воспаления, положительный тест на СРБ, дисиммуноглобулинемия (увеличение  альфа, бетта- и гамма-глобулинов).

При обострении  выявляется прогрессирование как обструктивных, так и рестриктивных нарушений функции внешнего дыхания. Со стороны ССС определяется  расширение границ сердца вправо, затем влево, тоны сердца бывают приглушены, систолический шум выявляется как на верхушке сердца, так и в 5-й точке Боткина; наблюдаются тахикардия и гипотония.

На ЭКГ определяется удлинение интервала Q-Т и расширение QRS-комплекса в правых грудных отведениях, отрицательные зубцы Т1, Т3 и Т1 Р- "Пульмонале", электрическая ось сердца отклоняется вправо.

У больных с ХП в период обострения  синхронно протекает и поражение  ЛОР-органов - наблюдается стойкая обструкция носового дыхания, нарушается аэрация околоносовых пазух, что дополнительно поддерживает воспаление в легких и усиливает гипоксию мозга ребенка с хронической пневмонией.

Частые обострения ХП  приводят к задержке  нервно-психического развития (НПР) детей -  психастении, невропатии, энурезу. Со стороны органов пищеварения частыми болезнями являются хронические гастриты и гастродуодениты, дискинезии кишечника и желчевыводящих путей, вторичные гепатиты, панкреатиты.

4.3. Синдром госпитализма у детей с ХП 

ХП с частыми рецидивами – это тяжелая психическая травма для ребенка. Очень часто мы лечим физическое страдания ребенка и забываем о состоянии его души, мы забываем сделать его активным участником собственного выздоровления. У подростков с ХП  наблюдается ипохондрический тип реагирования, возникают невротические ипохондрические расстройства, истерические и истероформные нарушения.

Хронические заболевания детского возраста приводят к патологии личности. Хронические неспецифические заболевания легких приводят к задержке психического развития, чаще всего в виде стойкой астении, нарушению в эмоционально-волевой сфере, постепенно формируется психический инфантилизм у данной группы детей.

Выдающийся отечественный психолог Выготский отмечал, что любой дефект есть всегда источник силы. Одновременно с дефектом ребенку даются компенсаторные возможности преодоления дефекта.

Педагогическая и психологическая ориентация  на тенденцию сверхкомпенсации имеет важное значение при проведении всех этапов лечения ребенка, особенно  при организации реабилитационной работы.

Дети, особенно подростки,  крайне тяжело переносят изменения в своем внешнем виде, которое может сопровождать тяжелое соматическое заболевание. Дети тяжело переносят «вырывание» из привычной среды – отрыв от друзей, разлука с родным городом, селом, деревней. На вопрос: «Что такое счастье?»,  эти дети, часто отвечают – выздороветь  и уйти из больницы. А когда их спрашивают - что такое беда? Дети чаще молчат или рисуют больницу или кувшин, покрытый черным полотном.

Исследование самооценки детей в 80-85 % случаев дает корреляцию «счастье» и «здоровье», как тождественные понятия у хронически больных подростков.

Наиболее тяжело хроническую болезнь переносят дети с высоким уровнем притязаний, интеллектуалы, лидеры. Для таких детей, болезнь есть трагическое лишение всего привычного, явления для них непонятное, непостижимое, и главное, несправедливое по отношению к ним.  тем не менее и у них происходит адаптация к болезни. Они всеми силами стараются компенсировать снижение памяти и мышления, обусловленные астенией, установкой на выздоровление. Наиважнейшая роль в адаптации к хроническому заболеванию  ребенка играют родители. Роль эта, может быть, как положительной, так и отрицательной.  Положительная роль родителей больного ребенка – это совместное усилие на выздоровление. Отрицательная – это провоцирование у ребенка акцентуации на болезни и формирование патохарактериологической реакции. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит условия больницы. Дети, больные хроническими болезнями, имеют определенную тенденцию к сверхкомпенсации. Больной подросток всегда настроен на то, чтобы выздороветь и «вырваться из больницы» и уйти  домой, чтобы «все было как всегда» - учеба, работа, семья, друзья.