Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие

Страницы работы

108 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Ю.Ю. Суслова

ЭКОНОМИКА ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

АНАЛИЗ РЫНКА 
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Учебное пособие
 


Красноярск 2002


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский государственный

торгово-экономический институт

Кафедра экономики торговли

Ю.Ю. Суслова

АНАЛИЗ РЫНКА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Учебное пособие

для студентов всех  форм обучения специальности 060800

«Экономика и управление на предприятии

(торговли и общественного питания)»

Красноярск 2002


УДК 339.1 (075.8)

ББК 65.42

С 50

Рецензенты:

Начальник управления начального профессионального образования администрации Красноярского края, доктор экономических наук, профессор, академик РАО А.И.Таюрский

Зав. кафедрой «Менеджмента и маркетинга» ВСИТ, кандидат экономических наук , доцент Е.В. Белякова

Редакторы:

С 50 Суслова Ю.Ю. Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания». – Красноярск: РИО КГПУ, 2002.  -  107  с.

Проведен анализ рынка потребительских товаров в сфере обращения в современных условиях. Рассматриваются вопросы изучения покупательных фондов и емкости рынка, эластичности спроса и его прогнозирования, а также дан анализ структур товарных рынков и практика его применения в работе коммерческих организаций.

Предназначено для студентов торговых специальностей, преподавателей, а также для практических работников торговли.

ББК 65.42

© Красноярский торгово-экономический институт, 2002

© Суслова Ю.Ю., 2002


Содержание

Введение

5

1.

Покупательные фонды и емкость рынка

6

2.

Эластичность спроса и ее использование в практике коммерческой деятельности

28

3.

Анализ показателей структуры рынка потребительских товаров

46

4.

Прогнозирование спроса на рынке потребительских товаров

71

Список использованной литературы

100

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время среди отечественных экономистов наблюдается особый интерес к исследованию потребительского рынка. По мере развития и продвижения исследований с макро- на микроуровень многие исследователи столкнулись с проблемой использования методологического инструментария, обеспечивающего надежную базу экономического анализа этого рынка. Подходы, применяемые в зарубежной теории и практике анализа, не всегда оказываются адекватными отечественной действительности. Необходима серьезная проработка западных методов исследования в соответствии с доступностью и наличием информационных источников, а также спецификой поведения предприятий и других субъектов в условиях российского рынка.

Данное учебное пособие представляет собой попытку комплексного анализа рынка потребительских товаров с позиций значимости влияния таких факторов, как покупательные фонды и емкость рынка, эластичность спроса и его использование в практике коммерческой деятельности предприятий, анализа структур товарных рынков и прогнозирования спроса.

Источником информации для данного учебного пособия послужили данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Красноярского края о состоянии предприятий и отраслей (объемах производства, сбыта, экспорта, ценах и т.д.), сведения самих предприятий торговли, а также материалы и результаты авторских исследований по данным направлениям.


1.  ПОКУПАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

И ЕМКОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить большое количество понятий «рынок», которые сводятся в три группы определений:

·  как совокупности существующих и потенциальных покупателей товаров и их взаимодействие с производителями товаров;

·  как системы социально-экономических отношений в сфере обращения, посредством которых осуществляется реализация товаров;

·  как совокупность условий и требований производства и реализации товаров.

Такие определения рынка открывают широкий спектр вопросов, подлежащих исследованию и более подробному рассмотрению, а именно: исследование совокупности основных рыночных показателей (покупательных фондов, емкости, сбалансированности и конъюнктуры рынка), эластичности спроса и ее использование в практике коммерческой деятельности торговых предприятий, методов прогнозирования покупательского спроса и  факторов, его определяющих.

Определение территориальной организации хозяйства, структуры товарных ресурсов и емкости рынка, требуют научной проработки проблем прогнозирования и обустройства территории регионов, так как от степени их развития зависит выбор наиболее целесообразных схем размещения торговых предприятий и товародвижения.

Похожие материалы

Информация о работе