Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 2

Потребительский рынок - самый масштабный по своей функциональной нагрузке. Причем с переходом от лимитно-распределительных отношений к рыночным спектр его возможностей расширяется. Для обеспечения нормального функционирования каждого составляющего рынка потребительских товаров необходимо соблюдение пропорций между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, в которой происходит реализация основной массы денежных доходов населения. В противном случае часть денежных доходов населения, которая не может быть использована для покупки товаров и оплаты услуг, реализуется за пределами региона, а также накапливается у населения, т.е. изымается из обращения и длительное время не возвращается в денежно-кредитную систему в процессе оборота денежных ресурсов.

В практике прогнозирования емкости рынка и соответствующей потребности в товарах определяют величину покупательных фондов населения. При этом допускается, что все деньги, получаемые после вычета из денежных доходов нетоварных расходов, составляют покупательные фонды.

ПФ = ДД – НР,                                                                                              (1)

где      ПФ – покупательные фонды населения, тыс. руб.;

ДД – денежные доходы населения, тыс. руб.;

НР – нетоварные расходы и сбережения, тыс. руб.

Такая методика расчета правомерна в районах страны, где миграция денег не является интенсивной и существенно не влияет на денежное обращение и товарооборот.

Влияние межрайонного перемещения денег как экономическое явление для прогнозирования емкости рынка страны в целом не представляет большого практического интереса, так как межрайонная миграция не ведет к количественному изменению платежеспособного спроса населения. На региональном же рынке отток или приток денег ведет к абсолютному изменению платежеспособного спроса и, соответственно, к изменению объема товарооборота, потребностей в товарных ресурсах и т.д.

Замеры емкости рынка необходимы для оценки потенциального или реального объема реализации товаров при сложившейся конъюнктуре рынка. Потенциальная емкость рынка очень важна, когда необходимо оценить перспективы развития бизнеса, реальная – для текущей деятельности на рынке.

Потенциальная емкость рынка – максимально возможный объем продажи товаров, работ, услуг, когда все потенциальные потребители могут приобрести товары, исходя из максимальных возможностей уровня их потребления.

Потенциальная емкость рынка - труднодостижимая величина хотя бы потому, что не все потенциальные потребители приобретают продукцию, а те, кто приобретает ее, имеют реальные бюджетные ограничения. Поэтому расчеты потенциальной емкости рынка конкретного товара производят с целью определения стратегических перспектив развития существующего бизнеса, оценки возможности входа  на новый для себя рынок, анализа степени насыщенности рынка. На практике расчет реальной емкости рынка представляет определенную проблему, которая возникает из-за сложности определения суммарного объема реализации рассматриваемых групп товаров.

В принципе искомый объем величины спроса и может быть определен на основании данных статистики. Однако это не всегда возможно из-за отсутствия публикаций официальной статистики по всем интересующим товарам. В этом случае прибегают к специальным приемам расчетов.

1.  Определение емкости рынка на основе его структурных характеристик.

В расчет принимаются общий объем производства продукции (Пр), величина экспорта продукции государством и негосударственными торгующими организациями (Эг, Энг), государственный и негосударственный импорт (Имг, Имнг), данные об остатках продукции на начало и конец анализируемого периода на складах производственных  (Опн, Опк) и торгующих организаций (Отн,Отк), а также изменение запасов за тот же период (Зн, Зк).

На основе перечисленных данных рассчитывается суммарная емкость анализируемого рынка (Е), которая будет равна:

Е  = Пр – (Эг + Энг) + ( Имг + Имнг) + (Опн – Опк) + (Отн – Отк) – ( Зн – Зк)     (2)