Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 5

Повторные продажи являются величиной, производной от первичных. Они зависят от того, как распределены потребители, заменяющие некий товар на новый с учетом физического и морального износа. Например, 20% потребителей заменили товар через 2 года эксплуатации, 30% через 3 года, а оставшиеся 50% через 5 лет. Подобные распределения могут быть получены для конкретных товаров на основе анализа представительской выборки покупателей с использованием опросных листов, которые используются при расчете повторной емкости рынка.

Возможен упрощенный подход к определению объема повторных продаж. Ключевыми параметрами являются: размер парка (П), срок службы товаров длительного пользования (Тэкс). В этом случае рассчитывается срок выбытия товаров из эксплуатации (1 / Тэкс). Если срок службы телевизора равен 10 годам, то срок выбытия равен 0,1 (1/10). Если общее количество телевизоров, находящихся в пользовании российских потребителей равно 50 млн. ед., то за счет возмещения выбытия ежегодно объем продажи должен составлять 5 млн. ед. Реально, он на 15-20% ниже за счет снижения качества данных товаров. Формула расчета имеет следующий вид:

Еповт = П х (1 / Тэкс)                                                                              (13)

Необходимо отметить, что в ближайшей перспективе в общем объеме продаж традиционных товаров длительного пользования (стиральных машин, телевизоров, холодильников и др.), наиболее существенную роль будут составлять повторные продажи. Это связано с повышением оснащенности домашних хозяйств такими товарами и снижением прироста населения.

Дополнительные продажи зависят от роста доходов населения и потребительной ценности дополнительных товаров (необходимого накопления запасов). С увеличением доходов, при прочих равных условиях, возрастает объем дополнительных покупок, если существует экономическая целесообразность приобретения еще одного или нескольких экземпляров данного вида. Если известна доля доходов потребителей, направленных на покупку дополнительных товаров, или условия, при которых осуществляются данные закупки, то нетрудно определить их величину. Сумма первичных, повторных и дополнительных покупок и определяет искомую величину емкости рынка.

7. Определение емкости рынка на основе коэффициентов приведенных объемов  продаж

Для расчетов с помощью этого метода необходимо с большой точностью знать реальные объемы продаж интересующих товаров на одном рынке и основные факторы, определяющие объемы продаж. Формула для расчета имеет следующий вид:

Ер = Е0 х К1 х К2 х … х Кп,                                                                       (14)

где     Е0 – известная емкость одного из региональных рынков, ед., млн руб.;

К1, К2,…Кп – коэффициенты приведенных продаж.

Данный метод очень популярен как среди торговых фирм, так и производителей товаров.

К1 – коэффициент приведенной численности населения, рассчитанный как частное от деления численности населения региона к численности населения города;

К2 – коэффициент приведенной средней заработной платы, рассчитанный как частное от деления средней заработной платы, выплачиваемой в регионе к вредней заработной плате в городе;

К3 – коэффициент урбанизации, рассчитываемый как доля городов с численностью населения 300 тыс. чел. и более к общей численности городов.

Перемножение всех коэффициентов дает общий коэффициент приведения продаж для различных регионов. Зная общий объем продаж в городе и коэффициент приведения для различных регионов, можно определить емкость рынка.

Справочно для задач:

Регион

Коэффициент урбанизации

Красноярский край

0,32

Зная количественные методики проведения комплексных замеров емкости регионального потребительского рынка можно отметить их разнообразие и многовариантность применения в практике исследования емкости рынка.

Методика решения задач по теме «Покупательные фонды и емкость потребительского рынка»