Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 11

7.  Уже сделанные затраты: чем больше средств покупатель уже вложил в приобретение данного товара (в т.ч. в форме времени), тем менее он склонен отказываться от его покупки, тем ниже эластичность спроса.

8.  Наличие и доступность информации о качестве товара: чем более распространены сведения о данном товаре, по сравнению с товарами-конкурентами (т.е. чем в большей степени покупатель заочно знаком с товарами), тем ниже эластичность спроса на него.

9.  Возможность сделать запас: чем выше возможности хранения товара, тем больше вероятность покупки товара на длительный срок вперед, тем выше эластичность спроса на него, поскольку имеется возможность потребления запасов при росте его цены.

10.  Период времени, в течение которого рассматривается спрос: эластичность спроса по цене возрастает с течением времени, т.к. потребители успевают приспособиться к изменению цены, им легче найти замену товара, цена которого возросла; легче изменить свои предпочтения.

Примеры эластичности по цене на разные виды товаров в США:

Потребительские товары

Коэффициент эластичности

Свежие томаты

-4,6

Обеды в ресторане

-1,63

Стеклянная посуда

-1,34

Мебель

-1,01

Алкогольные напитки

-1,00

Авиабилеты

-0,77

Обувь

-0,70

Услуги адвокатов

-0,61

Бензин

-0,14

Источник:  Mansfield E.  Managerial Economics. N.Y., 1990. P.81.

Эластичность спроса по цене ограничивает норму прибыли, которую могут получать фирмы, действующие на рынке несовершенной конкуренции. Если спрос не эластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Знать численное значение эластичности очень важно, поскольку это позволяет рассчитать цену, которую может назначить фирма-монополист, за свою реализуемую продукцию. Формула для расчета выглядит следующим образом:

А = В / (1 + (1 / Е)),                                                                                    (16)

где       А -  цена, которую может назначить монополист;

В – цена, которая установилась бы при свободной конкуренции  (цена свободной конкуренции равна предельным издержкам фирмы-производителя);

Е – эластичность спроса по цене.

Производитель, снижая цену, должен помнить, что компенсировать потерю нормы прибыли (отношение прибыли к цене товара) может масса прибыли, увеличившаяся, за счет роста сбыта. Следующая формула покажет, на сколько именно должна возрасти реализация, чтобы масса прибыли не уменьшилась.

О = (Р / (П – Р)) х 100,                                                                               (17)

где      О - необходимый рост продаж в процентах;

Р – процент изменения цены;

П – доля прибыли в цене продукции.

При росте цен аналогичная формула покажет допустимое сокращение сбыта:

С = (Р / (П + Р)) х 100,                                                                               (18)

где      С – допустимое сокращение продаж в процентах.

При помощи понятия перекрестной эластичности можно понять, являются товары взаимозаменяемыми (субституты), взаимодополняемыми (комплименты) или независимыми.

Под перекрестной эластичностью понимают соотношение процентного изменения объема продаж одного товара к процентному изменению цены другого.

Если соотношение положительно – взаимозаменяемы, если отрицательно – взаимодополняемы, если близко к нулю – независимы.

Если товары взаимодополняемы и эта зависимость жестка и устойчива, производитель может применить тактику перекрестной рентабельности. Возможно, не только отказаться от прибыли при продаже одного товара, но даже пойти на прямые убытки, если есть уверенность, что они будут компенсированы продажами товаров-комплиментов.