Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 25

На региональном рынке легковых автомобилей фирма «ВАЗ» занимает около 85% от общего объема продаж, причем рынок является конкурентным. Доказать верно ли это утверждение, если известно, что цена неконкурентного рынка на легковые автомобили марки «ВАЗ» составляет 150 тыс. руб., а конкурентного рынка – 80 тыс. руб. Рассчитать индекс Лернера и сделать соответствующий вывод.

Задача 5

На рынке представлено 115 предприятий, занимающихся розничной реализацией ювелирных изделий, из них 36 предприятий, объемы продаж которых занимают большую долю в общем объеме реализации товаров (свыше 75%), а 48 предприятий являются менее крупными (свыше 45% объемов продаж). Рассчитать коэффициент концентрации рынка ювелирных изделий и сделать вывод.

Задача 6

На рынке представлено 4 авиатранспортных предприятия, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, из них 1 предприятие занимает большую долю в общем объеме перевозок (свыше 70%), а 3 оставшихся предприятия являются менее крупными (около 30% перевозок). Рассчитать коэффициент концентрации рынка авиатранспортных предприятий и сделать вывод.

Задача 7

На рынке представлено 586 торговых предприятий, занимающихся реализацией легковых автомобилей, из которых 118 предприятий являются крупнейшими. Доля их реализации на рынке составляет 65% или 5629 ед. автомобилей. Рассчитать коэффициент относительной концентрации рынка и сделать вывод о состоянии конкуренции на рынке легковых автомобилей.

Задача 8

На рынке представлено 112 торговых предприятий, занимающихся реализацией компьютеров, из которых 7 предприятий являются крупнейшими. Доля их реализации на рынке составляет 55% или 10078 ед. компьютеров. Рассчитать коэффициент относительной концентрации рынка и сделать вывод о состоянии конкуренции на рынке компьютеров.

Задача 9

Рассчитать индекс концентрации Херфиндаля – Хиршмана, а также коэффициент концентрации рынка на основе данных структуры реализации холодильников в регионе.

Годовой объем реализации, тыс. ед.

Количество предприятий, ед.

Доля предприятий в общем объеме реализации, %

До 1

16

8

1-3

7

35

Более 3

4

57

Задача 10

В таблице приведены данные об объемах реализации телевизоров четырех ведущих предприятий на рынке города. Рассчитать индекс Херфиндаля – Хиршмана и сделать соответствующий вывод.

Предприятие

Объем  реализации, тыс. руб.

1.

356,7

2.

267,8

3.

245,3

4.

134,8

Итого:

Задача 11

Рассчитать дисперсию рыночных долей предприятий, занимающихся реализацией мороженого на рынке города, если известно, что из всех работающих предприятий – 3 являются крупнейшими на рынке. Рынок достаточно конкурентен, индекс Херфиндаля – Хиршмана равен 0,02.

Задача 12

Рассчитать дисперсию рыночных долей предприятий, занимающихся реализацией бытовой техники на рынке города, если известно, что всего задействовано 310 предприятий, из которых – 10 являются крупнейшими на рынке. Их доли на рынке в реализации бытовой техники составляют по 5% каждая.

Задача 13

Рассчитать индекс Холла – Тайдмана для предприятий, оказывающих туристические услуги, если все предприятия отранжированы по следующей схеме:

Наименование предприятия

«А»

«Б»

«В»

Ранг (степень значимости на рынке)

0,5

0,2

0,8

Доля, занимаемая на рынке, %

60

20

20

Сделать вывод.

Задача 14

Рассчитать индекс Холла – Тайдмана для предприятий, занимающихся реализацией спортивных товаров, если все предприятия отранжированы по следующей схеме:

Наименование предприятия

«Спорт»

«Грот»

«Привал»

Ранг (степень значимости на рынке)

0,2

0,9

0,5

Доля, занимаемая на рынке, %

10

70

20