Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 10

А) впервые осуществленные на момент замера емкости рынка;

Б) повторно приобретаемые товары на замену старых;

В) приобретаемые дополнительно к уже имеющимся товарам на момент определения емкости рынка;

Г) в случае снятия товара с продажи, по причине его морального износа.

18.  Дополнительные продажи при определении емкости рынка зависят от следующих факторов:

А) роста доходов населения;

Б) скорого ухода товара с рынка;

В) изменения численности населения;

Г) изменения объема первичных продаж.

19.  По формам собственности рынок делится на:

А) бартерный;                                             Б) частный;

В) производственных предприятий;         Г) сферы обслуживания.

20.  По объектам рынок подразделяется на:

А) рынок средств производства;

Б) рынок продовольственных товаров;

В) рынок потребителей.

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эластичность представляет собой величину, которая характеризует степень чувствительности какого – либо одного показателя к изменению другого показателя. Фирме для выбора правильного типа поведения на рынке по отношению к спросу необходимо знать, каким образом величина спроса (количество продаж) реагирует на рост или сокращение цены данного товара, цен продуктов, продаваемых конкурентами, изменение дохода потребителя. С этой целью используются показатель эластичности спроса по цене (прямая и перекрестная) и эластичность спроса по доходу.

Расчет прямой ценовой эластичности спроса возможен на основе данных наблюдения при сопоставлении изменения цены товара и величины спроса на него:

.                                                           (15)

где       К эл- коэффициент эластичности;

У1, У0 – объем спроса, потребления, товарооборота в расчете на душу населения в отчетном (1) или (0) базисном годах, в руб., или в %;

Х1, Х0 – фактор, определяющий объем спроса – цена, величина покупательных фондов, товарооборот по укрупненным товарным группам в расчете на душу населения в отчетном (1) или (0) базисном годах, в руб., или в %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос, при изменении фактора, его определяющего на 1 %.

Ценовая эластичность спроса отрицательна, поскольку для большинства товаров изменение цены и величины спроса взаимодействуют в противоположных направлениях, согласно закону спроса.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса, можно отнести следующие:

1.  Наличие товаров-заменителей: чем больше товаров-заменителей есть у данного продукта, тем выше возможность для потребителя для перехода на потребление другого товара, при повышении цены данного продукта, тем больше, следовательно, эластичность спроса.

2.  Уникальность товара: чем более уникальным является данный товар (т.е. чем в меньшей степени его свойства могут быть воспроизведены другими изделиями), тем выше эластичность спроса.

3.  Трудность / легкость сопоставления данного товара с товарами конкурентов: чем труднее сопоставить свойства продукта с конкурирующими товарами (т.е. чем в меньшей степени их отличия являются существенными), тем выше эластичность спроса.

4.  Доля затрат на данный товар в общем объеме расходов потребителя: чем больше доля расходов на покупку данного товара, тем труднее потребитель принимает решение о покупке товара при повышении его цены, тем выше эластичность спроса.

5.  Доля затрат на данный товар в издержках производства конечного продукта (для сырья, материалов): чем большую долю занимают затраты на товар в производстве какого-либо продукта, тем труднее его заменить, тем ниже эластичность промежуточного спроса на него.

6.  Доля расходов на товар, которые платит сам покупатель (например, в страховом деле): чем выше доля расходов на товар, которую оплачивает непосредственно покупатель, тем чувствительнее становится он к изменению цены товара и тем выше эластичность его спроса.