Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 31

D Оп = (D Хп) х К эл.                                                                                (39)

Прогнозируемый объем первичного спроса (на расширение спроса) на товары  длительного пользования будет определяться следующим образом:

С пр. = ((От х (100 + D Оп)) х Nп / 100 х 100,                                        (40)

где     С пр. -  прогнозируемый объем первичного спроса на товары длительного пользования, в натуральном выражении;

Nп – численность семей в прогнозируемом периоде.

В основе нормативного метода прогнозирования спроса лежат перспективные рациональные нормы потребления непродовольственных товаров, нормативы обеспеченности товарами длительного пользования и физиологические нормы потребления важнейших продуктов питания.

Сущность этого метода заключается в том, что спрос изучается и прогнозируется на основе сопоставления фактического уровня потребления с соответствующими нормами.

По продовольственным товарам прогнозируемый уровень потребления определяется по следующей формуле:

П = Пф х (Пн / Пф) к/п,                                                                         (41)

где      П – прогнозируемый уровень потребления в расчете на душу населения, в кг;

Пф – фактическое среднегодовое потребление в расчете на душу населения в текущем году, в кг;

Пн – рекомендуемый уровень потребление в расчете на душу населения (или уровень его достижения в определенном году), в кг;

п – количество лет, через которое будет достигнута норма потребления (или определенный уровень ее достижения);

к – число лет, на которое прогноз упреждает текущий год.

Прогноз спроса на продовольственные товары, предъявляемый в государственной и муниципальной торговле, будет определяться по формуле:

С пр. = П х (Д / 100) х Ч пр. х Ц,                                                             (42)

где      С пр. – прогноз спроса населения на продукты питания, в руб.;

Д – удельный вес государственной и муниципальной торговли в общем объеме потребления продуктов питания, в %;

Ч пр. -   численность населения в прогнозируемом году, чел.;

Ц – средняя цена 1 кг продукта, руб.

Если потребление продуктов питания помимо государственной и муниципальной торговли незначительно или предполагается, что его доля и средняя цена продукта не изменится, то прогноз спроса можно осуществить следующим образом:

 С пр. = Сф х Ич х (Пн / Пф) к/п ,                                                        (43)

где    Сф – фактический объем спроса (продажи) в текущем году, в тыс. тонн, или в тыс.руб.;

Ич – индекс среднегодового изменения численности населения.

Прогнозирование спроса на основе структурных моделей спроса базируется на построении таблиц, в которых дана группировка семей по размерам душевого дохода и для каждой группы семей определены суммы денежных расходов на покупку различных групп товаров.

Прогноз спроса по структурным моделям основывается на относительной стабильности объема и структуры спроса семей с определенным уровнем доходов. Изменение объема и структуры спроса происходит, в основном, за счет изменения численности семей в отдельных группах доходов. Расчеты по этим моделям проводятся путем взвешивания расходов на покупку товаров, выявленных для отдельных групп семей, по их распределению в прогнозируемом году:

Сj = (S Cij х Di) / 100,                      (i = 1,2,…..n)                                   (44)

где    Сj – спрос на j-ю товарную группу в среднем по всему населению в расчете на душу, в руб.;

Cij – спрос на j-ю товарную группу в i-той группе семей по уровню доходности в расчете на душу населения, в руб.;

Di – удельный вес i-той группы семей по уровню доходности в общей их численности, в %.

Объем спроса определяется исходя из среднего размера расходов на покупку отдельных групп товаров и прогнозируемой численности населения.

Сущность экономико-математических моделей состоит в том, что на основе данных, характеризующих изменение причинных факторов в анализируемом периоде, рассчитываются параметры функций спроса и затем подстановкой в полученную функцию планируемых значений факторов определяется возможная величина спроса на товар в прогнозируемом периоде.