Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 23

Пример 2. На рынке газированных напитков компания «П» занимает около 65% от общего объема продаж, причем рынок является конкурентным. Доказать верно ли это утверждение, если известно, что цена неконкурентного рынка на газированные напитки составляет 15 руб. за 1 л, а конкурентного рынка – 12 руб. за тот же объем.

Решение: Рассчитаем индекс Лернера:

Л = (15-12) / 15 = 0,2

Утверждение, что рынок является совершенно конкурентным не верно, о чем свидетельствует индекс Лернера, равный 0,2. Рынок газированных напитков следует признать рынком с работающей конкуренцией, т.е. предприятия имеют свободу входа / выхода с данного рынка, на котором формируется рыночная цена.

Пример 3. На рынке представлено 2830 предприятий, занимающихся розничной реализацией хлеба и хлебобулочных изделий, из них 566 предприятий, объемы продаж которых занимают большую долю в общем объеме реализации товаров (свыше 70%), а 595 предприятий являются менее крупными (свыше 40% объемов продаж). Рассчитать коэффициент концентрации рынка хлеба и хлебобулочных изделий и сделать вывод.

Решение: 1. Определяем долю крупных предприятий на рынке хлеба и хлебобулочных изделий:

Д кр. = (566 / 2830) х 100 = 20%

2. Определяем долю менее крупных предприятий на рынке хлеба и хлебобулочных изделий:

Д менее кр. = (595 / 2830) х 100 = 21%

3. Определяем коэффициент концентрации рынка хлеба и хлебобулочных изделий:

КР = 20 / (20 + 21) = 0,488 = 48,8%

Коэффициент  концентрации рынка хлеба и хлебобулочных изделий равен 48,8%, т.е. рынок является умеренно концентрированным, на нем находится достаточное число предприятий – продавцов, что отражается на высокой конкурентной среде между ними.

Пример 4.  На рынке представлено 315 торговых предприятий, занимающихся реализацией верхней женской одежды, из которых 18 предприятий являются крупнейшими. Доля их реализации на рынке составляет 45% или 14520 ед. товаров. Рассчитать коэффициент относительной концентрации рынка и сделать вывод о состоянии конкуренции на рынке верхней одежды.

Решение: 1. Рассчитаем долю крупнейших предприятий на рынке верхней одежды:

Д кр. = 18 / 315 = 0,057143

2. Рассчитаем коэффициент относительной концентрации рынка:

К = (20 + (3 х 0,057143)) / 0,45 = 44,83

3. Рассчитаем долю в реализации крупнейших предприятий на рынке:

Д реал. = (44,8 / 14520) х 100 = 0,31(%)

Вывод: В нашем случае, коэффициент относительной концентрации применять нельзя, т.к. доля в реализации крупных предприятий составляет всего лишь 0,31%. Данный показатель означает, что на рынке верхней  одежды конкуренция достаточно высокая, что свидетельствует о высоком уровне концентрации предприятий на рынке.

Пример 5.  В таблице приведены данные о мощностях пяти ведущих предприятий на рынке алкогольной продукции. Рассчитать индекс Херфиндаля – Хиршмана, если два самых крупных предприятия будут использовать свои мощности на 90%, а остальные три – на 50%.

Наименование предприятия

Мощность, тыс. дкл.

«М»

315

«Я»

287

«К»

213

«В»

189

«Л»

152

Решение:

На основе исходных данных, представленных в таблице, рассчитаем фактическую мощность предприятий и их доли в выпуске алкогольной продукции. Аналитическая таблица примет следующий вид:

Наименование предприятий

Потенциальная мощность, тыс. дкл.

Фактическая мощность, тыс. дкл.

Доля в реализации предприятий

Доля в реализации предприятий в квадрате

«М»

315

283,5

0,34

0,1156

«Я»

287

258,3

0,32

0,1024

«К»

213

106,5

0,13

0,0169

«В»

189

94,5

0,12

0,0144

«Л»

152

76

0,09

0,0081

Итого:

1156

818,8

1

0,2574