Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 39

Таблица 10

Расчет и анализ покупательского спроса на товары длительного пользования с использованием нормативного метода на предстоящий период

Годы

Товары длительного пользования, в том числе

Телевизоры

Магнитофоны

Холодильники

Стиральные машины

Легковые автомобили

Велосипеды

Нормативное потребление, ед.

Доля продажи на рынке, %

Нормативное потребление, ед.

Доля продажи на рынке, %

Нормативное потребление, ед.

Доля продажи на рынке, %

Нормативное потребление, ед.

Доля продажи на рынке, %

Нормативное потребление, ед.

Доля продажи на рынке, %

Нормативное потребление, ед.

Доля продажи на рынке, %

1.

400

10,0

200

10,0

500

5,0

300

5,0

200

15,0

200

10,0

2.

420

20,0

250

20,0

500

10,0

400

10,0

300

40,0

300

10,0

3.

420

20,0

250

25,0

500

10,0

450

10,0

400

40,0

300

15,0

4.

420

25,0

270

30,0

550

10,0

500

15,0

500

45,0

320

15,0

5.

420

30,0

300

35,0

600

10,0

550

15,0

500

45,0

320

15,0

По результатам проведенного исследования составить сводную таблицу прогнозируемого объема спроса на основе различных методов, выбрать и экономически обосновать полученный результат. Написать объяснительную записку, в которой указать причины снижения покупательского спроса и возможные пути его увеличения.

Тесты для контроля знаний студентов по теме: «Прогнозирование спроса на рынке потребительских товаров»

1.  Под термином «прогноз» понимают:

А) научно обоснованное суждение о возможном состоянии изучаемого объекта в будущем;

Б) распространение чего-либо на основании изучения тщательно отобранных данных;

В) расчет и экономическое обоснование явления в динамике и в пространстве.

2.  Существенными изменениями, влияющими на величину спроса, являются:

А) платежеспособность рынка;    Б) поведение конкурентов на рынке;

В) изменение уровня технологий;

Г) изменение ассортимента реализуемых товаров.

3.  К количественным методам прогнозирования спроса относят:

А) Дельфи – метод;

Б) экстраполяция рядов динамики;

В) метод сценариев;                    Г) балансовый метод;

Д) метод экспертных оценок;    Е)нормативный метод.

4.  Если рынок насыщен и уровень обеспеченности товарами близок к рациональному (нормативному) уровню потребления, то:

А) спрос удовлетворяется и растет, но его приросты снижаются;

Б) спрос удовлетворяется и растет, и его приросты увеличиваются;

В) спрос возрастает ускоренными, или одинаковыми темпами.

5.  Коэффициент эластичности спроса показывает:

А) на сколько процентов изменится доход потребителя, если спрос возрастет на 1%;

Б) на сколько процентов изменится спрос, при изменении цены на 1%;

В) на сколько изменится спрос, при изменении предложения на 1%.

6.  По товарам длительного пользования для определения первичного спроса рассчитывают коэффициент эластичности:

А) обеспеченности населения товарами длительного пользования;

Б) норматив потребности населения в товарах и услугах;

В) обеспеченность товарами и услугами в расчете на душу населения.

7.  Рациональные нормы и нормативы потребления заложены в основу прогнозирования спроса: