Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 22

Между индексом Херфиндаля – Хиршмана и дисперсией наблюдается такой соотношение:

HHI = 1 / n х (1 + V2),                                                                            (32)

Таким образом, зная один индекс, всегда можно рассчитать значение другого, что дает более точную характеристику рыночной структуры рассматриваемой отрасли.

Коэффициент Джини

Коэффициент Джини определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число предприятий, действующих на рынке:

G = D / N,                                                                                                    (33)

где       G – коэффициент Джини;

D – кумулятивный процент размера отрасли (рынка);

N – кумулятивный процент числа предприятий на рынке.

Максимальное значение коэффициента, равное 1, свидетельствует о ситуации абсолютного неравенства (на одно предприятие приходится весь объем выпуска отрасли). Минимальное значение показателя, равное 0, означает абсолютное равенство: каждое предприятие производит (реализует) одинаковую долю в отрасли. Коэффициент Джини иллюстрируется кривой Лоренца.

Кривая АС – кривая Лоренца – характеризует, какая процентная доля рынка приходится на каждый процент предприятий, действующих на рынке. При этом коэффициент Джини определяется как отношение площади фигуры Д к площади треугольника АВС. При  абсолютном равенстве кривая Лоренца приобретает вид биссектрисы – прямой АС, площадь фигуры Д становится равной 0, следовательно, и коэффициент Джини оказывается равным 0. При абсолютном неравенстве кривая Лоренца совпадает с линией АВС, площади Д и АВС также совпадают, коэффициент Джини оказывается равным 1.

Д

 
                100%                                                                 С

Доля рынка, %

ДД              Д

100%

А                                                                    В

Число предприятий на рынке, ед.

Рис. 1. Кривая Лоренца

Данный показатель, однако, обладает существенным недостатком: он измеряет только относительные размеры предприятий; его значение будет одним и тем же для трех одинаковых предприятий и для десяти, хотя, очевидно, что степени конкуренции в каждом из случаев различны.

Индекс Холла – Тайдмана

Индекс Холла – Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов предприятий рынка следующим образом:

НТ = 1 / [2å Riqi - 1],                                                                                (34)

где     НТ – индекс Холла – Тайдмана;

Ri – ранг предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг =1);

qi – доля предприятия.

Максимальное значение показателя равно 1 (в условиях монополии). Минимальное значение равно 1 / n, n – число предприятий в отрасли. По своему действию данный показатель сходен с индексом Херфиндаля – Хиршмана, однако, к достоинствам индекса Холла – Тайдмана следует отнести возможность ранжировать предприятия по степени значимости, что способствует более глубокому анализу рынка.

Методика решения задач по теме: «Анализ показателей структуры рынка потребительских товаров

Пример 1. Пусть фирма А получает 110 млн. руб. выручки, при этом она использует 100 единиц капитала стоимостью 10 млн. руб. каждая, амортизация составляет 2%, издержки на материалы и заработную плату равны 10 млн. руб.

Норма доходности фирмы равна: (110-10-0,02*1000)/1000=80/1000=8%.

Предположим, что инвестиции в конкурентных отраслях дают 5%.Данная фирма получает 8% на вложенный капитал, следовательно, обладает рыночной властью. По-другому этот результат можно проверить через вычисление экономической прибыли. Если конкурентная норма доходности равна (5+2)%=7% (5% выручка плюс амортизация), то прибыль составляет 110-10-0,07х1000=30 млн. руб.>0, что подтверждает предыдущий вывод.