Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 27

Г) коэффициент относительной концентрации рынка.

17.В условиях монополии максимальное значение индекса Холла – Тайдмана равно:

А) 1;                 Б) 0;                В) –1;                     Г)  от 0 до 1.

18.Построение и определение рангов предприятий, действующих на рынке возможно путем расчета:

А) индекса Бейна;                         Б) индекса Тобина;

В) индекса Холла – Тайдмана;    Г) индекса Херфиндаля – Хиршмана.

19.Степень  использования денежной единицы инвестиций определяется на основе расчета:

А) индекса Бейна;                         Б) индекса Тобина;

В) индекса Холла – Тайдмана;    Г) индекса Херфиндаля – Хиршмана.

20.Основными трудностями при оценке нормы доходности являются:

А) капитализация монопольной прибыли;

Б) построение в ранг всех предприятий отрасли;

В) определение крупнейших предприятий на рынке;

Г) определение совокупных мощностей на данном рынке.


4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

В переводе с греческого слово «прогноз» означает предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных фактических данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование есть составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо на основании изучения тщательно отобранных данных[4].

Цель прогнозирования заключается в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики, вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.

Согласно Федеральному закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ, прогнозы разрабатываются на очередной календарный год и носят характер текущих прогнозов. В целях организации разработки прогноза социально-экономического развития РФ Министерство экономического развития и торговли РФ разработало концепцию социально-экономического развития на 1996-2005г.г. от 27 ноября 1995г. №1170. Таким  образом, прогнозы приобрели среднесрочный (на пять лет) и долгосрочный (на десять лет) характер. В этих прогнозах разрабатываются объемы и динамика валового внутреннего продукта, прогноз инфляции, объемы производства и реализации товаров, работ, услуг, объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, показатели экспорта и импорта, прогноз валютного курса рубля и ставок рефинансирования Центрального Банка, проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

Существенный вес в структуре всех анализируемых и прогнозируемых показателей занимает исследование товарного рынка на территории РФ, в том числе и изменение платежеспособности населения, характера и динамики продаж, проявляющееся через величину покупательского спроса.

Спрос на большинство потребительских товаров характеризуется неустойчивостью, и прогноз становится главным фактором успешной деятельности предприятий на рынке. Причем, чем больше колеблется спрос, тем важнее точность прогноза, и, следовательно, выбор методов его прогнозирования.

На практике используется большое количество методов прогнозирования, что связано с огромным разнообразием товаров; различиями в их доступности; наличием необходимой информации и различными целями прогнозирования. Для построения прогноза, исследователю необходимо получить ответы на вопросы: что известно о данном товаре, где узнать о данном товаре и что сделать, чтобы узнать о данном товаре.