Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 3

или Е = ПФ + Пп  + Ис – Вд,                                                                     (3)

где      Пп – продажа товаров предприятиям и организациям, тыс. руб.;

Ис – инорайонный спрос (спрос приезжего населения), тыс. руб.;

Вд – вывоз денег за пределы данного региона, тыс. руб.

2. Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели[1].

Для расчета емкости рынка на основании информации, например панели продавцов, необходимы следующие данные: общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией (Кобщ.); количество розничных магазинов, входящих в панель (Кп); период, за который собираются данные по панели (t, мес.); остатки продукции на складах каждого магазина на начало и конец исследуемого периода  (Оiн; Оiк) и объем продаж за этот же период (Пi). Данный метод используется в основном при расчете емкости рынка на потребительские товары длительного срока хранения.

Формула расчета имеет следующий вид:

.             i = 1,… Кп              (4)

Первый сомножитель (средний объем реализации одного розничного магазина, входящего в панель) является основной динамической характеристикой панели, ее индексом. Если обозначить индекс панели через Ип, то формула примет более простой вид:

.                                                               (5)

По аналогичной схеме рассчитывается емкость рынка на основании данных панели потребителей. Значения емкости рынка, полученные с помощью использования панели продавцов и потребителей, должны совпадать (объем продажи должен быть равен объему покупок).

3. Определение емкости рынка на основе индекса покупательной способности.

Метод используется для оценки емкости отдельных региональных рынков, когда известна емкость всего рынка. Расчеты производят по формуле:

 Ер = Е х  Ипс                                                                                              (6)

Ипс= А1 х Ирд + А2 х Ирт + А3 х Ин,                                                      (7)

где    Ер – емкость регионального рынка, млн руб.;

Ипс – индекс покупательной способности регионального рынка;

А1, А2, А3 – коэффициенты, определяемые опытным путем на основе статистической информации о покупках потребительских товаров в данном регионе;

Ирд, Ирт, Ин – коэффициенты располагаемого дохода, товарооборота и населения региона соответственно в располагаемом доходе, товарообороте и численности населения национального рынка, %.

4. Определение емкости рынка на основе норм потребления.

Метод используется, как правило, для продовольственных товаров. Статистической основой расчетов служат годовые нормы потребления товаров на 1 жителя и численность населения:

Ер = Н х Чобщ.,                                                                                            (8)

где   Н – средневзвешенная годовая норма потребления товаров на одного жителя в год, ед.;

Чобщ. – общая численность жителей, проживающих на данной территории, тыс. чел.

Для повышения точности расчетов при определении нормы потребления обычно все население подразделяют на несколько групп: по интенсивности (возможностям) потребления, возрастным группам, территории проживания или иному важному признаку. И затем для каждой из групп определяются искомые нормы. При таком подходе формула расчета емкости рынка имеет следующий вид:

Ер = åНi х Чi,                          i = 1,…к ,                                                     (9)

где    Нi – годовая норма потребления товаров одним представителем из i-той группы домохозяйств, ед.;

Чi – численность населения в i-той группе, тыс. чел.;

К – общее количество групп домохозяйств, представляющих исследуемую панель, ед.

По основным (традиционным) продуктам питания нормативы потребления публикуют в официальных статистических сборниках или в специализированных журналах (“Деньги”, “Коммерсантъ”, “Маркетинг”, “Маркетинговые исследования” и др.). Для большинства товаров  необходимо специальное выборочное анкетирование или опрос членов домохозяйств в каждой выделенной группе. Российская статистика обычно ограничивается двумя группами домохозяйств – расположенными в городской и сельской местности. Если рынок представлен покупателями определенной возрастной группы, то норма потребления должна быть скорректирована с учетом возрастных различий потребления продуктов питания.